Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 апреля 2000 г. N А56-25664/99
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Клириковой Т.В., Петренко А.Д., при участии от Государственного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Мельниковой С.А. (доверенность от 25.02.2000 N 218), Тришина П.В. (доверенность от 26.11.98 N 01-10/40), от Управления МНС РФ по Санкт-Петербургу Журавлевой О.Р. (доверенность от 02.02.2000 N 15-06/1463), от Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга Романюкина Ю.Н. (доверенность от 27.12.99 N 18-66/640), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу и Управления федеральной службы налоговой полиции по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2000 по делу N А56-25664/99 (судьи Орлова Е.А., Рыбаков С.П., Жбанов В.В.),
установил:
Государственное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГП "ТЭК СПб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным постановления Государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу, далее - налоговая инспекция) от 08.09.99 N 07-10/205.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом привлечены Управление федеральной службы налоговой полиции по Санкт-Петербургу и Комитет финансов Администрации Санкт-Петербурга.
Решением суда от 31.01.2000 иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу просит отменить решение и отказать в удовлетворении иска, считая, что судом неправильно применен абзац 12 пункта 9 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция ГНС РФ от 11.10.95 N 39). По мнению налоговой инспекции, ГП "ТЭК СПб" неправомерно возмещало из бюджета налог на добавленную стоимость по материальным ресурсам, работам и услугам, оплаченным за счет средств городского бюджета, так как это противоречит вышеназванной норме Инструкции.
Управление федеральной службы налоговой полиции по Санкт-Петербургу в своей кассационной жалобе также просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении иска, приводя в жалобе аналогичные доводы.
Управление федеральной службы налоговой полиции по Санкт-Петербургу о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб извещено, представитель в судебное заседание не явился, поэтому жалобы рассмотрены в отсутствие его представителя.
Проверив законность принятого судом решения, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела усматривается, что Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу совместно с Управлением федеральной службы налоговой полиции по Санкт-Петербургу проведена выездная налоговая проверка ГП "ТЭК СПб" по вопросу полноты и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Результаты проверки оформлены актом от 23.06.99, на основании которого налоговой инспекцией принято постановление от 08.09.99 N 07-10/205 о привлечении ГП "ТЭК СПб" к ответственности за совершение налогового правонарушения. В постановлении налогоплательщику предложено уплатить в бюджет 44133 тыс. руб. НДС, 3467 тыс. руб. штрафа на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и 5675 тыс. руб. пеней за несвоевременную уплату НДС.
В акте проверки отмечено, что в соответствии с Законами Санкт-Петербурга от 30.12.97 N 235-71 "О бюджете Санкт-Петербурга на 1998 год" и от 21.12.98 N 260-58 "О бюджете Санкт-Петербурга на 1999 год" в 1998 и 1999 годах осуществлялось бюджетное финансирование ГП "ТЭК СПб". Финансирование за счет бюджета производилось как денежными средствами, так и взаимозачетами и векселями. Взаимозачетами и векселями, полученными в счет бюджетного финансирования, оплачивались счета поставщиков ГП "ТЭК СПб" за товарно-материальные ценности.
В период с 01.10.98 по 01.04.99 поставщикам ГП "ТЭК СПб" взаимозачетами и векселями в счет бюджетного финансирования предприятия оплачены материальные ценности на суммы соответственно 234588 тыс. руб. и 30207 тыс. руб., из которых 39098 тыс. руб. и 5035 тыс. руб. НДС предъявлено к возмещению из бюджета. Предъявление к возмещению из бюджета указанных сумм НДС, по мнению налоговых органов, неправомерно и противоречит абзацу 12 пункта 9 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 N 39.
Согласно абзацам 11 и 12 пункта 9 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 N 39 к средствам целевого бюджетного финансирования, не включаемым в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот, относятся средства, перечисляемые на соответствующие счета предприятий и учреждений, минуя счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", которые предусмотрены в бюджетах различного уровня на финансирование целевых программ и мероприятий.
Приобретаемые за счет средств целевого бюджетного финансирования товары (работы, услуги) оплачиваются с учетом налога на добавленную стоимость, который возмещению не подлежит. Суммы указанного налога в этом случае на затраты производства и обращения не относятся, а покрываются за счет вышеназванных источников.
Из смысла приведенной нормы Инструкции следует, что средства, полученные из бюджета на выполнение целевых программ и мероприятий, их расходование, а также затраты, связанные с выполнением программ и мероприятий, должны учитываться получателем средств отдельно от оборотов, полученных от хозяйственной деятельности вне рамок этих программ и мероприятий, и затрат, связанных с основной деятельностью.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с Законами Санкт-Петербурга от 30.12.97 N 235-71 и от 21.12.98 N 260-58 и приложением N 2 "Ведомственная структура расходов бюджета Санкт-Петербурга" бюджетное финансирование ГП "ТЭК СПб" осуществлялось по статьям 14101, 130100 (субсидии) "Расходы на покрытие убытков теплоснабжающих организаций" и 14112, экономической статье 130100 (субсидии) "Компенсация ГП "ТЭК СПб" услуг для жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья". При получении субсидии по статье 14112 ГП "ТЭК СПб" включало их в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, поскольку ими частично оплачивались услуги ГП "ТЭК СПб", оказанные жилищным, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья.
Получение субсидии по статье 14101 предназначалось для компенсации всех убытков, понесенных ГП "ТЭК СПб" вследствие планово-убыточной деятельности, одной из причин которой являются низкие регулируемые государством тарифы на электрическую и тепловую энергию, а также превышающая тарифы себестоимость энергии. Указанные бюджетные средства не связаны с принятием каких-либо целевых программ и мероприятий и не предназначались для приобретения товаров (работ, услуг) с целью выполнения этих мероприятий, поэтому обязанности по ведению какого-либо отдельного учета их расходования у предприятия не было. Косвенно это подтверждается тем, что при оказании ГП "ТЭК СПб" финансовой помощи из бюджета не только путем взаимозачетов и передачи векселей, но и денежными средствами налоговая инспекция доначислила НДС только со стоимости товарно-материальных ценностей, оплаченных путем взаимозачетов и векселями, пояснив, что выявить оплату товаров денежными средствами, поступившими из бюджета, в принципе невозможно.
Финансирование ГП "ТЭК СПб" по статьям 14101, 130100 (субсидии) "Расходы на покрытие убытков теплоснабжающих организаций" составило в 4-м квартале 1998 года 234209 тыс. руб. и в 1-м квартале 1999 года - 187078,8 тыс. руб. Согласно письму Комитета финансов администрации Санкт-Петербурга от 23.07.99 N 06-300563 указанные субсидии использованы в соответствии с их назначением.
Истец в рамках своей хозяйственной деятельности оплачивал поставщикам материальных ресурсов стоимость товаров (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость, поэтому в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон) вправе был уменьшать сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, на сумму НДС, фактически уплаченную поставщикам материальных ресурсов. Выделение из бюджета субсидий на покрытие убытков независимо от способа финансирования (путем перечисления денежных средств, передачи векселей, проведения взаимозачетов) не лишает, по мнению кассационной инстанции, ГП "ТЭК СПб" права на применение статьи 7 Закона при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2000 по делу N А56-25664/99 оставить без изменения, а кассационные жалобы Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу и Управления федеральной службы налоговой полиции по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2000 г. N А56-25664/99
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника