Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 апреля 2005 г. N А26-8520/04-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Сосниной О.Г.,
судей Кирилловой И.И., Чертилиной З.А.,
рассмотрев 30.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.11.2004 по делу N А26-8520/04-13 (судья Мельник А.В.),
установил:
Муниципальное учреждение по управлению жилищным фондом "Служба заказчика" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска" (далее - Центр) о взыскании 65 021 руб. 77 коп. расходов, образовавшихся в связи с предоставлением в 2003 году льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральными законами "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Определением от 17.09.2004 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Казначейство), а определением от 06.10.2004 - Министерство финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК).
Решением от 22.11.2004 исковые требования полностью удовлетворены путем взыскания с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации 65 021 руб. 77 коп. В иске к Минфину РК, Центру и Казначейству отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ в лице Казначейства просит обжалуемый судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права.
По мнению подателя жалобы, взыскание с Минфина РФ недополученных доходов истца при наличии остатка неизрасходованных средств, выделенных Республике Карелия из федерального бюджета на финансирование расходов по реализации названных законов, является неправомерным.
Кроме того, он полагает, что федеральный бюджет в части финансирования затрат на предоставление льгот в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральными законами "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" свою обязанность выполнил.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение в 2003 году на основании Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральных законов "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" при взимании коммунальных платежей учитывало скидку в размере 50% льготным категориям граждан. При названных обстоятельствах истец недополучил доход от реализации услуг, который он и просил взыскать.
Судом первой инстанции проанализированы Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральные законы "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", и сделан правильный вывод о том, что предоставление льгот, предусмотренных названными законами, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Финансирование расходов, связанных с реализацией названных законов, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с реализацией законов в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.
Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией указанных законов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.96 N 506 (далее - Порядок).
В соответствии с положениями Порядка финансирование льгот осуществляется из федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели на соответствующий год, и является строго целевым.
Согласно пункту 2 Порядка Главное управление федерального казначейства Минфина РФ производит ежемесячно авансовые перечисления средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением предусмотренных указанными законами льгот и компенсаций, в распоряжение органов федерального казначейства в субъектах Российской Федерации. Средства на следующий месяц перечисляются в размере фактических выплат, произведенных за предыдущий месяц, с последующим уточнением.
В соответствии со статьями 53 и 54 Закона Российской Федерации от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и приложением N 15 к нему Республике Карелия предусмотрено выделение субсидий из Фонда компенсаций на реализацию Закона в размере 4 837 000 руб.
Согласно имеющимся в деле данным эта сумма была перечислена в 2003 году на лицевой счет Минфина РК, который полностью распределил ее до окончания года получателям бюджетных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 N 310 были утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1), Федеральных законов "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
В соответствии с пунктами 12 и 13 указанных Правил Минфин РФ по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может направлять недоиспользованные средства, выделенные бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию законов о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, на погашение задолженности перед получателями этих средств.
Субсидии имеют целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Размер взысканных в пользу Учреждения за счет Минфина РФ денежных средств подтверждается материалами дела и ответчиками не оспаривается.
Таким образом, суд при наличии доказательств, подтверждающих факт предоставления льгот, правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленного истцом требования.
Кассационная инстанция считает, что впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законодательством, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, указанные льготы, предоставленные соответствующими организациями, должны возмещаться Минфином РФ за счет казны Российской Федерации.
В связи с тем, что кассационная инстанция не усмотрела из материалов дела каких-либо нарушений судом норм материального и процессуального права, повлекших за собой принятие неправильного судебного акта, кассационная жалоба не может быть удовлетворена.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.11.2004 по делу N А26-8520/04-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2005 г. N А26-8520/04-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника