Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июня 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 февраля 2005 г. N А26-4687/04-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Тарасюка И.М., Чертилиной З.А.,
при участии от Министерства финансов Российской Федерации Дорошина А.Е. (доверенность от 14.02.2005),
рассмотрев 15.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 09.09.2004 (судья Мельник А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 05.11.2004 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-4687/04-13 (судьи Тойвонен И.Ю., Тимошенко А.С., Шатина Г.Г.),
установил:
Товарищество собственников жилья "Омега" (далее - ТСЖ "Омега") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия о взыскании 28 789 руб. 35 коп. убытков, возникших у истца в результате предоставления малоимущим гражданам - членам ТСЖ "Омега" - субсидий по оплате стоимости жилья в 1999-2003 годах в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики".
Определением от 01.07.2004 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Министерство финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - администрация города Петрозаводска.
Решением от 09.09.2004 иск частично удовлетворен путем взыскания 16 515 руб. 02 коп. за счет казны Российской Федерации. В остальной части иска - о взыскании расходов за период 1999-2000 годов - отказано за истечением срока исковой давности. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.11.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить обжалуемые судебные акты. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применен срок исковой давности, кроме того, возмещение расходов, связанных с предоставлением субсидий, должно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В отзыве на кассационную жалобу ТСЖ "Омега" считает обжалуемые судебные акты законными и просит оставить их без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Федерального закона от 12.01.1996 N 9-ФЗ) органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. При этом Законом предусмотрено, что источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887, действовавшим в спорный период, утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 7 этого Положения порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Постановлением председателя правительства Республики Карелия от 05.11.1998 N 752 утверждено Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Карелия. Этим же постановлением Министерству финансов Республики Карелия было поручено разработать порядок формирования фондов на выплату компенсаций, что не было исполнено.
Суд первой инстанции сделал вывод, что источник финансирования расходов на предоставление субсидий Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и вышеуказанным Положением не определен.
Учитывая определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, суд пришел к выводу, что до надлежащего урегулирования правоотношений, возникающих при распределении соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, компенсация федеральных льгот должна производиться за счет средств федерального бюджета.
При этом суд первой инстанции не учел, что согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и, что Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ, вступившим в силу с 08.05.2003, в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" были внесены изменения.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июня 2005 г. в мотивировочной части настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "Согласно статье 15 Закона от 06.05.2003" следует читать "Согласно статье 15 Закона от 24.12.1992 в редакции от 06.05.2003"
Согласно статье 15 Закона от 06.05.2003 Правительством Российской Федерации устанавливаются ежегодно федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ежегодно устанавливаемыми федеральными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг вправе устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг.
Федеральные стандарты применяются, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях; региональные стандарты применяются, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в межбюджетных отношениях.
Статьей 15.3 указанного Закона предусмотрено предоставление финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в форме дотаций на частичное возмещение расходов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 15.4 Закона установлено, что субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 15.4 предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации. Указанные порядок и условия не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, указанным в части 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 15.4 возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Статьей 52 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" в составе расходов федерального бюджета на 2003 год утвержден Фонд софинансирования социальных расходов в сумме - 5 000 000,0 тыс. руб.
В соответствии со статьей 56 названного Закона установлены размеры дотаций, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 5 000 млн. руб. Предоставление из федерального бюджета на 2003 год дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение расходов на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2003 N 179, действовавшим в спорный период, утверждены Правила предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - Правила).
В соответствии с этими Правилами размер дотаций, предоставляемых конкретному субъекту Российской Федерации, определяется по математической формуле с учетом уровня дотаций и коэффициентов соответствия федеральным стандартам стандартов оплаты коммунальных услуг, установленных субъектом Российской Федерации, бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, а также соблюдения субъектом Российской Федерации федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил дотации на выплату субсидий предоставляются ежеквартально.
В соответствии с письмом Департамента межбюджетных отношений Минфина РФ от 25.11.2003 N 10-5-2/3-24 в 1999-2001 годах при определении размера Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации учитывались средства, необходимые для компенсации субсидий, предоставляемых малообеспеченным гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг. С 2002 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2002 N 354 в федеральном бюджете предусматриваются средства Фонда софинансирования социальных расходов, за счет которого консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации частично возмещаются расходы, связанные с предоставлением субсидий на указанные цели. В 2002 году за счет средств названного фонда бюджету Республики Карелия выделена дотация на указанные цели в сумме 12 420,9 тыс. руб. (лист дела 48).
При этом в соответствии с письмом Управления федерального казначейства по Республике Карелия от 11.08.2004 N 2.1-11/1704 (л.д. 49) в 2002 году из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия в порядке межбюджетных отношений передана дотация на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в размере 9649,9 тыс. руб., в 2003 году - 21 356 тыс. руб.
В порядке статьи 15 Закона Республики Карелия от 25.12.2002 N 639-ЗРК "О республиканском бюджете на 2003 год" утверждено распределение расходов республиканского бюджета на 2003 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации согласно приложению N 2 к настоящему Закону. В соответствии с этим приложением утверждены расходы на 2003 год республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований на предоставление населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг из Фонда софинансирования социальных расходов в размере 1260 тыс. руб.
Статьей 25 указанного Закона утвержден общий объем финансовой помощи, передаваемой из республиканского бюджета в 2003 году бюджетам муниципальных образований Республики Карелия в порядке, определяемом правительством Республики Карелия, в сумме 1 682 631 тыс. руб., в том числе дотации за счет средств федерального Фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, в размере 34 793 тыс. руб. Утверждена сумма финансовой помощи бюджету муниципального образования "Город Петрозаводск" из республиканского бюджета на 2003 год в размере 8 909 тыс. руб.
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Карелия от 21.07.2001 N 527-ЗРК "О бюджетном процессе в Республике Карелия" из бюджета Республики Карелия финансируются следующие функциональные виды расходов: компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Республики Карелия, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов; обеспечение деятельности органов социальной защиты населения и других, услуги которых предоставляются в интересах населения, проживающего на территории всех или нескольких муниципальных образований Республики Карелия; финансовая помощь местным бюджетам; прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий органов государственной власти Республики Карелия.
Исследовав материалы дела, суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу, что уполномоченные государственные органы не исполнили обязанность по финансированию указанных льгот, в связи с чем они подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации. Этот вывод является недостаточно обоснованным.
Для определения ответчика, за счет которого должны быть компенсированы расходы истца по предоставлению спорных льгот, суду необходимо установить, применялся ли порядок предоставления дотаций из федерального Фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг с начала 2003 года; выполнил ли федеральный бюджет обязательства по предоставлению дотаций Республике Карелия; соответствует ли размер дотаций, предоставленных в 2002-2003 годах, указанному в сведениях, представленных субъектом Российской Федерации о размере компенсированных субсидий (оценив противоречия в сведениях, имеющихся на листах дела 48 и 49, о размере дотаций, полученных Республикой Карелия в 2002 году). Дать оценку доводам подателя жалобы о том, что обязательства федерального бюджета по передаче финансовой помощи были исполнены полностью, с учетом размера дотации, предусмотренной статьей 25 Закона Республики Карелия от 25.12.2002 N 639-ЗРК "О республиканском бюджете на 2003 год" и информации Минфина РК о поступлении денежных средств, изложенной на листе дела 49; установить, исполнил ли бюджет Республики Карелия обязательства по предоставлению дотации муниципальному образованию "Город Петрозаводск" и в полной ли мере.
Кроме того, кассационная инстанция считает неправильным вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что срок исковой давности по требованиям о взыскании компенсации расходов по предоставлению субсидий за 2001 год должен исчисляться с января 2002 года.
В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Поскольку в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099, внесение коммунальных платежей производится за истекший месяц, истец должен был узнать о нарушении своего права не по окончании финансового года, поскольку в течение финансового года финансовые органы должны перечислить дотации нижестоящему бюджету, а не истцу, а с момента предоставления истцом гражданину соответствующей льготы и выставления счета на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Учитывая изложенное, суду следует уточнить размер задолженности за период с апреля 2001 года, а также дать оценку доводам ТСЖ "Омега" о совершении ответчиками действий, свидетельствующих о признании долга (выплатах, произведенных в спорный период).
Принимая во внимание, что решение вынесено по неполно исследованным обстоятельствам, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 05.11.2004 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-4687/04-13 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2005 г. N А26-4687/04-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июня 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка