Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2000 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 декабря 1999 г. N А05-4106/99-256/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Дмитриева В.В., судей Троицкой Н.В. и Ломакина С.А.,
при участии от Негосударственного образовательного учреждения "Ксения"
Маслова Д. А. (доверенность от 08.02.99 N 1),
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2000 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка: вместо "Октябрьской территориальной государственной налоговой инспекции" следует читать "Ломоносовской территориальной государственной налоговой инспекции"
рассмотрев в открытом в судебном заседании кассационную жалобу Октябрьской территориальной государственной налоговой инспекции города Архангельска на решение от 19.08.99 (судья Волков Н.А.) и постановление апелляционной инстанции от 15.10.99 (судьи Гудков В.Н., Искусов В.Ф., Полуянова Н.М.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4106/99-256/2,
установил:
Негосударственное образовательное учреждение "Ксения" (далее - НОУ "Ксения") обратилось в арбитражный суд с иском к Октябрьской территориальной государственной налоговой инспекции города Архангельска (далее - ГНИ), Отделению федерального казначейства по городу Архангельску и Управлению автомобильными дорогами Архангельской области "Архангельскавтодор" о возврате из соответствующих дорожных фондов 148 560 рублей налога на пользователей автомобильных дорог, уплаченных в 1997 и 1998 году, ссылаясь в обоснование заявленного требования на положения статей 40, 45 и 47 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (в том числе в редакции Закона, введенной в действие с 15.01.96 Федеральным законом от 13.01.96 N 12-ФЗ), в соответствии с которыми деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, а также по реализации производимой продукции (работ, услуг) не является предпринимательской, если получаемый доход реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
Решением от 19.08.99, оставленным без изменения постановлением от 15.10.99, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение как принятое с нарушением норм материального права. Налоговая инспекция считает, что льготы по налогам могут предоставляться только на основании налогового законодательства, а Закон Российской Федерации "Об образовании" не может служить правовым основанием для освобождения образовательных учреждений от уплаты налогов.
Отделение федерального казначейства по городу Архангельску, ГНИ и Управление автомобильными дорогами Архангельской области "Архангельскавтодор" о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, НОУ "Ксения", имея доход от реализации продукции учебного производства, ошибочно не воспользовалось налоговой льготой, предусмотренной статьями 40, 45 и 47 Закона Российской Федерации "Об образовании", а поэтому исчислило и уплатило с названного дохода налог на пользователей автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоговые льготы могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Согласно пункту 3 статьи 40 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
Статьей 45 этого Закона, закрепившей право государственных и муниципальных образовательных учреждений оказывать платные дополнительные образовательные услуги, установлено, что, если доход от указанной деятельности реинвестируется в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, данная деятельность не является предпринимательской.
Не относится к предпринимательской и деятельность образовательного учреждения по реализации производимой продукции, если получаемый доход реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении, на что прямо указано в пункте 3 статьи 47 Закона Российской Федерации "Об образовании".
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является сумма реализации продукции выполняемых работ и предоставляемых услуг.
В пункте 18 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды разъяснен общий порядок определения облагаемой данным налогом базы исчисления налога, согласно которому при исчислении налогооблагаемой базы из выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключаются налог на добавленную стоимость, акцизы (по организациям - изготовителям подакцизных товаров), налог на реализацию горюче-смазочных материалов (по организациям, реализующим горюче-смазочные материалы), экспортные пошлины (по организациям, осуществляющим экспортную деятельность), лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции, суммы установленных процентных надбавок к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры.
Вместе с тем в пункте 21 названной Инструкции перечислены особенности налогообложения отдельных категорий плательщиков и применения ставок, которые необходимо учитывать при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог.
Согласно пункту 21.2 Инструкции учреждения, финансируемые собственником (в том числе бюджетные), и другие некоммерческие организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог в том случае, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности.
Понятие предпринимательской деятельности дано в части третьей пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная норма является общей нормой.
Однако Закон Российской Федерации "Об образовании" (в том числе в редакции, введенной в действие с 15.01.96 Федеральным законом от 13.01.96 N 12-ФЗ, то есть после принятия и введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации) содержит специальную норму, определяющую понятие предпринимательской деятельности образовательного учреждения. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы, что распространяется и на Федеральный закон "Об образовании".
Именно эта норма правомерно применена судом при рассмотрении данного спора.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2000 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка: вместо "Октябрьской территориальной государственной налоговой инспекции" следует читать "Ломоносовской территориальной государственной налоговой инспекции"
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 19.08.99 и постановление апелляционной инстанции от 15.10.99 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4106/99-256/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Октябрьской территориальной государственной налоговой инспекции города Архангельска - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 декабря 1999 г. N А05-4106/99-256/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2000 г. в настоящем постановлении исправлены опечатки