Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 марта 2005 г. N А26-9975/04-22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В. и Троицкой Н.В.,
рассмотрев 29.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.11.2004 по делу N А26-9975/04-22 (судья Таратунин Р.Б.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Республике Карелия (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Красная шапочка" (далее - Детский сад) 800 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за несвоевременное представление в установленный срок в налоговый орган деклараций по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года и 2003 год в целом; деклараций по налогу на добавленную стоимость за третий и четвертый кварталы 2003 года, а также деклараций по налогу с продаж за сентябрь - декабрь 2003 года.
Решением суда от 02.11.2004 налоговому органу отказано в удовлетворении требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение от 02.11.2004 и взыскать с Детского сада 800 руб. штрафа, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. По мнению подателя жалобы, Детский сад обязан представлять в налоговый орган декларации по налогам на прибыль, на добавленную стоимость и налогу с продаж независимо от того, имеются ли у него суммы названных налогов к уплате.
Стороны о времени и месте слушания жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция в ходе осуществления мероприятий налогового контроля установила, что Детский сад представил в налоговый орган декларации: по налогу с продаж, налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль 30.03.2003. Декларации поданы с нарушением установленного срока.
Данное обстоятельство послужило основанием для принятия инспекцией решения от 21.06.2004 N 05-07/165 о привлечении Детского сада к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания 800 руб. штрафа за несвоевременное представление в установленный срок в налоговый орган деклараций (200 руб. - деклараций по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года и 2003 год в целом; 200 руб. - по налогу на добавленную стоимость за третий и четвертый кварталы 2003 года, 400 руб. - по налогу с продаж за сентябрь - декабрь 2003 года). Детскому саду было предложено уплатить сумму налоговых санкций до 01.07.2004.
Поскольку в установленный срок Детский сад добровольно штраф не уплатил, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.
Отклоняя требования налогового органа, налогоплательщик ссылается на то, что декларации по налогам представляла за него бухгалтерия при администрации села Вилга в составе общих сведений об уплате налогов всеми бюджетными учреждениями этого муниципального образования, то есть он сознательно налогового законодательства не нарушал.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, установил, что в 2003 году у Детского сада отсутствовали объекты обложения налогами на прибыль, на добавленную стоимость и с продаж, в связи с чем, по мнению суда, у него не было и обязанности представлять в налоговый орган декларации по этим налогам и привлечение его к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ неправомерно.
Кассационная инстанция считает решение суда ошибочным и подлежащим отмене.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу указанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием у него суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу его плательщиков.
В соответствии со статьей 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, Детский сад признается плательщиком налога на добавленную стоимость.
Поскольку каких-либо специальных правил представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено, все лица, признаваемые плательщиками этого налога, обязаны представлять декларации по этому налогу в порядке, установленном названной главой.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что Детский сад был обязан представить в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость за третий и четвертый кварталы 2003 года независимо от наличия или отсутствия у него объекта обложения этим налогом.
Как следует из статьи 246 НК РФ, плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации.
Порядок представления деклараций по этому налогу установлен статьей 289 НК РФ. Согласно пункту 1 названной статьи налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном данной статьей.
Вместе с тем в пункте 2 статьи 289 НК РФ указано, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.
Из материалов дела видно, что Детский сад является некоммерческой организаций, у которой в течение 2003 года не возникло обязательств по уплате налога на прибыль. Следовательно, он обязан представить в налоговый орган декларацию по упрощенной форме по истечении 2003 года (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; пункт 3 статьи 289 НК РФ). Фактически Детский сад представил в налоговый орган декларации по налогу на прибыль за 2003 год 30.03.2004, то есть с нарушением установленного срока на один день (28.03.2004 - выходной день).
В соответствии с пунктом 1 статьи 348 НК РФ плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели.
При этом, как указано в пункте 2 статьи 348 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог.
Из имеющихся в материалах дела деклараций видно, что в сентябре-декабре 2003 года Детский сад осуществлял реализацию населению за наличный расчет товаров (работ, услуг). Данные товары в силу статьи 350 НК РФ не облагались налогом с продаж.
Вместе с тем, поскольку в соответствии с главой 27 Налогового кодекса Российской Федерации лицо признается плательщиком налога с продаж, если реализует физическим лицам товары (работы, услуги) за наличный расчет, то в сентябре-декабре 2003 года Детский сад признавался плательщиком налога с продаж и был обязан представлять в налоговый орган декларации по этому налогу.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает, что налоговый орган правомерно привлек Детский сад к налоговой ответственности за несвоевременное представление в инспекцию деклараций по налогу на добавленную стоимость за третий и четвертый кварталы 2003 года, по налогу на прибыль за 2003 год, а также по налогу с продаж за сентябрь-декабрь 2003 года. Доказательства своевременного представления деклараций налогоплательщик не представил.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.11.2004 по делу N А26-9975/04-22 отменить.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Красная шапочка", находящегося по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, дер. Вилга, дом 2 (свидетельство о постановке на учет серии 10 N 00213273 от 11.05.2001), 700 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, и 1 500 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
В удовлетворении остальной части требований Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Республике Карелия отказать.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 марта 2005 г. N А26-9975/04-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника