Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 марта 2005 г. N А13-5916/04-26
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Зубаревой Н.А. и Троицкой Н.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Великоустюгский судостроительный завод" Юферицина С.В. (доверенность от 01.03.2004),
рассмотрев 29.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.12.2004 по делу N А13-5916/04-26 (судья Ралько О.Б.),
установил:
Открытое акционерное общество "Великоустюгский судостроительный завод" (далее - ОАО "ВУССЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании частично недействительным решения от 27.04.2004 N 29 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Вологодской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области; далее - инспекция).
Решением суда от 07.12.2004 ненормативный акт налогового органа в оспариваемой части признан недействительным.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение от 07.12.2004, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции статей 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, им не нарушен порядок взыскания недоимки и пеней за счет имущества налогоплательщика.
Инспекция, извещенная о месте и времени слушания дела надлежащим образом, представителей в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция 25.12.2001 приняла решение N 51 о реструктуризации задолженности ОАО "ВУССЗ" по налогам, пеням и штрафам. Указанным решением предусматривалось, что при наличии задолженности по уплате текущих платежей, а также платежей, установленных графиком погашения реструктурируемой задолженности, Общество утрачивает право на реструктуризацию задолженности.
Поскольку по состоянию на 01.10.2003 ОАО "ВУССЗ" имело задолженность по уплате текущих платежей в сумме 1 076 234 руб. 52 коп., налоговый орган принял решение от 22.10.2003 N 23 об отмене решения о реструктуризации задолженности от 25.12.2001 N 51 в общей сумме 6 737 736 руб. 70 коп. (в том числе 2 114 435 руб. 98 коп. - задолженность по основным платежам; 1 169 руб. 30 коп. - дополнительные платежи по налогу на прибыль; 4 598 233 руб. 80 коп. - пени; 23 897 руб. 62 коп. - штрафы). На основании решения от 22.10.2003 N 23 инспекция направила Обществу требование от 05.11.2003 N 2090 об уплате задолженности по налогам и пеням до 15.11.2003.
Поскольку ОАО "ВУССЗ" не исполнило требование об уплате налогов и пеней в установленный срок, налоговый орган принял решение от 31.12.2003 N 1199 о взыскании 5 432 213 руб. 52 коп. задолженности за счет денежных средств Общества, находящихся на счетах налогоплательщика, в связи с чем в январе 2004 года направил в банки, в которых у налогоплательщика открыты расчетные счета (Великоустюгское отделение Сберегательного банка Российской Федерации N 151 и Великоустюгский филиал открытого акционерного общества коммерческого банка "Севергазбанк"), инкассовые поручения. Из-за отсутствия денежных средств на счетах Общества инкассовые поручения помещены банками в картотеку.
Руководствуясь пунктом 7 статьи 46 НК РФ налоговый орган 27.04.2004 принял решение N 29 о взыскании 1 841 777 руб. 64 коп. налогов и 4 563 609 руб. 53 коп. пеней за счет имущества налогоплательщика.
ОАО "ВУССЗ" посчитало решение инспекции от 27.04.2004 N 29 незаконным в части взыскания с него 22 983 руб. 14 коп. налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, 61 970 руб. пеней, начисленных на эту сумму налога; 43 999 руб. 46 коп. налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет, 119 743 руб. 94 коп. пеней, начисленных на эту сумму; 178 руб. 48 коп. пеней по единому налогу на вмененный доход; 108 руб. 93 коп. пеней по плате за пользование водными объектами; 1 399 743 руб. 94 коп. налога на добавленную стоимость и 3 038 207 руб. 99 коп. пеней по этому налогу; 46 122 руб. 62 коп. специального налога и 120 476 руб. 94 коп. пеней по этому налогу; 25 347 руб. 61 коп. земельного налога и 58 300 руб. 72 коп. пеней по этому налогу; 170 489 руб. 95 коп. налога на имущество предприятий и 809 506 руб. 04 коп. пеней за неполную уплату этого налога; 117 861 руб. 88 коп. налога на пользователей автомобильных дорог и 292 117 руб. 37 коп. пеней по этому налогу; 10 925 руб. 28 коп. пеней по налогу с владельцев транспортных средств; 1 108 руб. 14 коп. сбора на нужды образовательных учреждений и 8 902 руб. 17 коп. пеней по этому налогу; 14 120 руб. 90 коп. прочих местных налогов и сборов и 40 081 руб. 42 коп. пеней по этим налогам и сборам, и в этой части оспорило решение в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований ОАО "ВУССЗ" ссылается на то, что в требовании об уплате налогов от 05.11.2003 N 2090 инспекция не указала период, за который начислены пени, в связи с чем у него не было возможности проверить правильность их начисления.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, признал недействительным решение налогового органа в оспариваемой части. При этом суд указал на то, что в нарушение статьи 46 НК РФ на момент вынесения решения о взыскании налогов и пеней за счет имущества Общества инспекция не располагала сведениями об отсутствии денежных средств на всех счетах налогоплательщика. Кроме того, суд посчитал, что налоговый орган документально не обосновал суммы взыскиваемых с ОАО "ВУССЗ" налогов и пеней.
Кассационная инстанция считает, что выводы суда не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, в связи с чем судебный акт подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
Порядок взыскания налогов и пеней с налогоплательщиков-организаций установлен статьями 46-47 НК РФ.
Согласно пунктам 1-7 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.
Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, инспекция в связи с отменой решения о реструктуризации задолженности ОАО "ВУССЗ" направило ему требование от 05.11.2003 N 2090 об уплате налогов и пеней.
Поскольку Общество не исполнило требование, налоговый орган в срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 46 НК РФ, принял решение о взыскании недоимки за счет денежных средств Общества и направил в банки, в которых у налогоплательщика открыты расчетные счета, инкассовые поручения. В связи с отсутствием на расчетных счетах ОАО "ВУССЗ" денежных средств инкассовые поручения помещены в картотеку. Данное обстоятельство подтверждается соответствующими справками банков (том дела 1, листы 57, 60).
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что в данной ситуации инспекция правомерно, руководствуясь пунктом 7 статьи 46 НК РФ, приняла решение о взыскании налогов и пеней за счет имущества Общества.
Вывод суда о том, что на момент принятия решения о взыскании налогов и пеней за счет имущества ОАО "ВУССЗ" у налогового органа не было сведений об отсутствии денежных средств на счетах Общества, опровергается имеющимися в материалах дела справками банков.
Что касается расчетного счета N 40702810811000000762, открытого в Великоустюгском филиале открытого акционерного общества коммерческого банка "Севергазбанк", сведения о денежных средствах на котором по состоянию на дату принятия решения (на 27.04.2004) у инспекции отсутствовали, то в данном случае необходимо принять во внимание следующее. Данный расчетный счет открыт Обществом в марте 2004 года, и инкассовые поручения на этот счет не выставлялись. Согласно сведениям банка (справка банка от 28.04.2004, том дела 1, лист 107) по состоянию на 28.04.2004 на указанном расчетном счете числилась сумма 23 856 руб. 64 коп., явно недостаточная для исполнения требования об уплате налогов и пеней.
Кроме того, налогоплательщик не оспаривает, что на момент принятия налоговым органом решения о взыскании налогов за счет его имущества, на расчетных счетах Общества отсутствовали денежные средства, достаточные для исполнения требования об уплате налогов и пеней.
Кассационная инстанция считает не соответствующим материалам дела и вывод суда о том, что инспекция документально не подтвердила размер взыскиваемых с налогоплательщика сумм налогов и пеней.
Из материалов дела видно, что налоговый орган направил Обществу требование, в котором предложил уплатить суммы налогов и пеней, решение о реструктуризации которых отменено. В решении об отмене реструктуризации от 22.10.2003 N 23 указаны суммы налогов, пеней и штрафов, по которым прекращено действие предоставленной рассрочки. Данное решение Обществом не оспаривается. Более того, в заявлениях о восстановлении права на реструктуризацию ОАО "ВУССЗ" указывает подлежащие реструктуризации суммы пеней, правомерность начисления которых им оспаривается. Таким образом, довод налогоплательщика об отсутствии у него сведений о том, за какой период ему насчитаны пени, не соответствует фактическим материалам дела.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в требовании об уплате налогов и в решении о взыскании налогов за счет имущества Общества инспекция указывает разные суммы налогов, кассационная инстанция считает, что дело подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует выяснить, по какой причине суммы налогов и пеней, указанные в требовании, отличаются от сумм налогов и пеней, взыскиваемых на основании оспариваемого решения, в какой части решение о взыскании налогов и пеней за счет имущества Общества является обоснованным, и с учетом этих данных вынести законное решение.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.12.2004 по делу N А13-5916/04-26 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции того же суда.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 марта 2005 г. N А13-5916/04-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника