Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 апреля 2005 г. N А56-20106/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Троицкой Н.В., Шевченко А.В., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Приморскому району Санкт-Петербурга Феськова М.В. (доверенность от 04.03.2005 N 07-05/13),
рассмотрев 12.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Приморскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2004 по делу N А56-20106/04 (судья Рыбаков С.П.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Ленинградский Северный завод" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Приморскому району Санкт-Петербурга; далее - Инспекция) от 21.04.2004 N 1139.
Решением суда от 03.12.2004 требования Предприятия удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить судебный акт и принять по данному делу новое решение. Податель жалобы считает неправомерным вывод суда о пропуске Инспекцией пресекательного срока на принудительное взыскание пеней.
Предприятие о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция направила Предприятию требование от 29.03.2004 N 0414001139, в котором предложила уплатить 4 163 836 руб. 10 коп. пеней по налогам и сборам.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требования от 29.03.2004 N 0414001139 налоговый орган вынес решение от 21.04.2004 N 1139 о взыскании 3 631 536 руб. 10 коп. пеней за счет денежных средств Предприятия на счетах в банках.
Предприятие не согласилось с решением Инспекции от 21.04.2004 N 1139 и оспорило его в арбитражный суд, указав в заявлении на то, что требование от 29.03.2004 N 0414001139 не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права, считает обжалуемый судебный акт законным и не подлежащим отмене.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. При этом пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, даты, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности их начисления.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога, в состоянии четко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объеме он должен внести обязательные платежи.
Между тем в требовании от 29.03.2004 N 0414001139, в связи с неисполнением которого налоговый орган вынес оспариваемое решение, отсутствуют сведения о сумме задолженности по налогам (сборам)
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
При неисполнении налогоплательщиком требования налоговый орган вправе в порядке статьи 46 НК РФ взыскать с него сумму налога и пеней в бесспорном порядке. Взыскание налога и пеней может быть осуществлено налоговым органом в течение 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В пункте 2 названной статьи указано, что взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Статьей 48 НК РФ установлен пресекательный шестимесячный срок, в течение которого налоговый орган вправе взыскать с налогоплательщика задолженность по налогам и пеням.
При определении предельных сроков выставления требования об уплате налога и взыскания задолженности по налогам, сборам и пеням необходимо учитывать в совокупности сроки, установленные статьями 70 и 46 НК РФ, а также статьей 48 НК РФ, подлежащей применению в отношении организаций в соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (пункты 6, 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Как видно из материалов дела, оспариваемым решением с Предприятия взыскиваются 3 631 536 руб. 10 коп. пеней, в том числе по налогу на доходы физических лиц, начисленные за период с 01.10.97 по 01.12.99, по налогу на пользователей автомобильных дорог - за период с 01.10.98 по 01.12.2000, по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации - за период с 01.01.2001 по 20.03.2001.
При этом требование N 0414001139, неисполнение заявителем которого послужило основанием для принятия Инспекцией решения от 21.04.2004 N 1139, выставлено Обществу только 29.03.2004.
Кроме того, в требовании от 29.03.2004 N 0414001139 Предприятию предложено уплатить 4 163 836 руб. 10 коп. пеней, а согласно решению от 21.04.2004 N 1139 с налогоплательщика взыскиваются только 3 631 536 руб. 10 коп. пеней.
Учитывая положения статей 70, 46 и 48 НК РФ, а также совокупность сроков, установленных этими статьями, кассационная инстанция считает правильным вывод суда о несоблюдении Инспекцией предельного срока взыскания задолженности по пеням, а следовательно, и о незаконности решения налогового органа от 21.04.2004 N 1139.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2004 по делу N А56-20106/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Приморскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2005 г. N А56-20106/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника