Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 апреля 2005 г. N А52/6549/2004/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от закрытого акционерного общества "Завод электротехнического оборудования" Никитиной Я.Б. (доверенность от 29.11.2004),
рассмотрев 11.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 14.12.2004 по делу N А52/6549/2004/2 (судья Орлов В.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Завод электротехнического оборудования" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Псковской области, далее - Инспекция) от 17.09.2004 N 10-03/4660 дсп и от 17.09.2004 N 10-03/4656 дсп.
Решением от 14.12.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда материалам дела, просит отменить названный судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, применение Обществом налоговой ставки 0 процентов неправомерно, поскольку в соответствии с представленными экспортными контрактами от 23.12.2003 N 251-НР6А-1 и от 06.02.2004 N 282-НР6А-1 поставка товара осуществлялась на условиях FCA - г. Великие Луки ("Инкотермс 2000"), согласно которым право собственности на отгруженную продукцию переходит к иностранному покупателю на территории Российской Федерации. Следовательно, по мнению налогового органа, факт экспорта отсутствует. Кроме того, Инспекция указывает на то, что представленные Обществом в налоговый орган счета-фактуры заполнены с нарушением требований статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Представители Инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, установила следующее.
Как видно из материалов дела, Общество во исполнение контрактов, заключенных с иностранными контрагентами, осуществляло поставку высоковольтного оборудования, комплектующих и запасных частей.
Общество представило 18.06.2004 в Инспекцию налоговую декларацию за май 2004 года по экспортным операциям, налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по которым исчисляется по ставке 0 процентов. Вместе с декларацией Общество представило документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и право на возмещение названного налога. В декларации заявлено к вычету 438 562 руб. налога, в том числе 235 279 руб. налога, ранее уплаченного с авансов.
Инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за май 2004 года.
В ходе проверки Инспекция установила неправомерное предъявление к возмещению 258 252 руб. НДС. Налоговый орган указал, что в счетах-фактурах от 02.03.2004 N 141 и от 02.03.2004 N 142 , выставленных обществом с ограниченной ответственностью "Монтаж-проект" (далее - ООО "Монтаж-проект"), отсутствует код причины постановки на учет (далее - КПП) и адрес грузополучателя.
Кроме того, Инспекция считает, что с учетом условий поставки по экспортным контрактам от 23.12.2003 N 251-НР6А-1 и от 06.02.2004 N 282-НР6А-1 - FCA, применение Обществом налоговой ставки 0 процентов неправомерно, поскольку собственником товара в момент его передачи на территории Российской Федерации становится иностранный покупатель, который вправе в дальнейшем распоряжаться приобретенным товаром, в том числе помещать его под таможенный режим экспорта.
По результатам камеральной проверки налоговым органом составлено сообщение от 31.08.2004 N 10-03/816, на основании которого и с учетом разногласий 17.09.2004 были приняты решение N 10-03/4660 дсп о частичном отказе в возмещении сумм НДС и решение N 10-03/4656 дсп о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату НДС в результате неправильного исчисления налога в виде 67 621 руб. штрафа. Названным решением Инспекция доначислила Обществу 338 106 руб. налога и начислила 8 578 руб. пеней.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, указал на выполнение налогоплательщиком требований Налогового кодекса Российской Федерации и представление в Инспекцию документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, подтверждающих его право на возмещение НДС.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно указал на следующее.
В соответствии со статьей 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 названного Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации экспортных товаров (работ, услуг) определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.
Таким образом, из приведенных норм следует, что в данном случае организации-экспортеру для подтверждения права на возмещение НДС при экспорте товаров необходимо доказать факт экспорта, представив в Инспекцию документы, перечисленные в пункте 1 статьи 165 НК РФ, а также выполнить требования, установленные статьями 169, 171-173 и 176 НК РФ.
Факт уплаты Обществом НДС поставщикам товаров подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.
Довод Инспекции о том, что согласно условиям контрактов с иностранными покупателями поставка товара за пределы таможенной территории Российской Федерации не предусматривалась, кассационная инстанция отклоняет как несостоятельный. Согласно международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" поставка товара на условиях FCA ("франко-перевозчик") означает, что продавец будет считаться исполнившим свои обязательства после того, как передаст прошедший таможенную очистку при экспортировании товар в распоряжение перевозчика, назначенного покупателем, в согласованном месте или пункте. Положения "Инкотермс 2000" регулируют не момент перехода права собственности на передаваемый товар, а момент перехода рисков утраты и повреждения имущества, объем и момент исполнения сторонами договора своих обязательств по поставке товара.
Положения пункта 1 статьи 165 НК РФ не ставят право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов при экспорте товаров в зависимость от выбранных сторонами по экспортному контракту конкретных условий поставки применительно к "Инкотермс".
Кроме того, как установлено судом и подтверждается материалами дела, указанный довод заявителя не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку поставка товара осуществлялась как поставка на склад грузополучателя.
Таким образом, названные условия не имеют правового значения для целей обложения НДС, если налогоплательщик подтвердил документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ, реальный экспорт товаров.
Кассационная инстанция отклоняет доводы Инспекции относительно оформления счетов-фактур, поскольку Общество представило исправленные счета-фактуры до вынесения Инспекцией решения об отказе частично в возмещении сумм НДС.
В статье 169 НК РФ счет-фактура определен как документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Пунктом 5 статьи 169 НК РФ предусмотрен перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть отражены в счете-фактуре. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что отсутствие адреса грузоотправителя в спорных счетах-фактурах связано с тем, что отправитель товара и поставщик - одно и то же лицо. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" почтовый адрес грузоотправителя пишется в том случае, если грузоотправитель и поставщик не является одним и те же лицом.
Суд первой инстанции также правомерно указал, что отсутствие КПП поставщика и покупателя в счетах-фактурах не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС, поскольку наличие указанного кода в соответствии со статьей 169 НК РФ не является обязательным.
Кроме того, счета-фактуры от 02.03.2004 N 141 и от 02.03.2004 N 142, выставленные ООО "Монтаж-проект", не содержали сведений об адресе грузополучателя и КПП, однако 02.09.2004 Общество внесло в них соответствующие дополнения и представило копии указанных документов в Инспекцию до вынесения ею решения от 17.09.2004 N 10-03/4660 дсп.
В данном случае Инспекция не оспаривает факт предъявления заявителю ООО "Монтаж-проект" указанных счетов-фактур и их оплаты, однако ссылается на то, что данные документы по своему содержанию не соответствовали требованиям пункта 5 статьи 169 НК РФ на дату их выставления.
Вместе с тем суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что Общество после получения акта выездной налоговой проверки предприняло меры, необходимые для приведения указанного счета-фактуры в соответствие с требованиями статьи 169 НК РФ, и представило в Инспекцию вместе с возражениями на акт и до вынесения решения налогового органа счета-фактуры, полностью соответствующие требованиям пункта 5 статьи 169 НК РФ. Однако указанные счета-фактуры не были приняты Инспекцией во внимание.
Ссылку Инспекции на то, что Общество не вправе заменить счет-фактуру, оформленный ненадлежащим образом, на исправленный, отвечающий требованиям статьи 169 НК РФ, кассационная инстанция считает несостоятельной, поскольку положения пункта 2 статьи 169 НК РФ не исключают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение НДС после устранения нарушений, допущенных поставщиками при выставлении счетов-фактур.
Поскольку в данном случае исправленные счета-фактуры от 02.03.2004 N 141 и от 02.03.2004 N 142 оформлены поставщиком товаров надлежащим образом и в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ, то они не могут расцениваться как нарушающие нормы названной статьи Кодекса.
Следовательно, исправленные счета-фактуры являются основанием для применения Обществом налоговых вычетов в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ в том налоговом периоде, когда эти счета-фактуры были оплачены.
Таким образом, следует признать, что Общество выполнило все условия, необходимые для возмещения из бюджета НДС за май 2004 года.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, что согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, обжалуемый судебный акт вынесен с соблюдением норм материального и процессуального права. Оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 14.12.2004 по делу N А52/6549/2004/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
А.В. Асмыкович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2005 г. N А52/6549/2004/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника