Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 апреля 2005 г. N А56-26432/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Троицкой Н.В. и Шевченко А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Контур" Солнцевой Н.В. (доверенность от 15.01.2004), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга Файдовой И.В. (доверенность от 08.02.2005 N 18/2448), рассмотрев 05.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2004 по делу N А56-26432/04 (судья Масенкова И.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Контур" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга; далее - Инспекция): решения от 01.06.2004 N 10/11558 и требований от 01.06.2004 N 0410001760 и N 0410001761.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2004 признаны недействительными решение Инспекции от 01.06.2004 N 10/11558 об уплате 4 459 452 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и об отражении данной суммы в карточке лицевого счета Общества и обязании заявителя внести изменения в бухгалтерский учет, а также требование от 01.06.2004 N 0410001760. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционного инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда в части признания недействительным пункта 2.2 ее решения о начислении отделом ввода данных в карточке лицевого счета Общества 4 459 452 руб. НДС.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество импортировало товары на таможенную территорию Российской Федерации, в связи с чем представило в Инспекцию декларацию по НДС за февраль 2004 года, в которой предъявило к вычету 6 667 594 руб. НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В ходе камеральной проверки декларации Инспекция признала необоснованным предъявление Обществом к вычету 4 459 452 руб. НДС, поскольку в обоснование указанной суммы вычетов налогоплательщик не представил в налоговый орган необходимые документы, а именно: договоры, таможенные декларации, паспорта сделок, товаросопроводительные документы, первичные документы, книгу покупок, книгу продаж.
Требование Инспекции от 26.04.2004 N 10/8792 о представлении названных документов Общество не исполнило.
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 01.06.2004 N 10/11558 о привлечении Общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 750 руб. штрафа за непредставление документов; об отказе в возмещении и доначислении заявителю 4 459 452 руб. НДС за февраль 2004 года с предложении уплатить эту сумму в бюджет и об обязании внести исправления в бухгалтерский учет. Кроме того, в пункте 2.2 решения Инспекции ее руководитель обязал отдел ввода данных начислить в карточке лицевого счета Общества 4 459 452 руб. НДС и 750 руб. штрафа.
В требованиях от 01.06.2004 N 0410001760 и N 0410001761 Инспекция предложила Обществу в добровольном порядке уплатить указанные суммы налога и штрафных санкций.
Считая ненормативные акты налогового органа незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя частично.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Пунктом 1 статьи 176 НК РФ также предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном статьей 176 НК РФ.
Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия этих товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для возмещения НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо выполнение трех условий: фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплата НДС таможенным органам и принятие импортированных товаров на учет.
В силу названных норм вычет сумм НДС должен быть документально подтвержден определенными доказательствами.
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Согласно статье 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Данная обязанность налогоплательщика закреплена и в статье 23 НК РФ.
Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
В данном случае заявитель не исполнил своей обязанности предоставить истребованные документы, что лишило Инспекцию возможности проверить законность и обоснованность налоговых вычетов.
Как указывалось выше, статьей 172 НК РФ предусмотрено, что вычеты производятся только если они подтверждены первичными документами. Не представив налоговому органу такие документы в рамках налоговой проверки, Общество не подтвердило право на применение налоговых вычетов.
Таким образом, при отсутствии первичных документов Инспекция правомерно отказала Обществу в возмещении НДС и суд первой инстанции согласился с ее решением в данной части.
В тоже время, признав незаконным решение Инспекции в части начисления отделом ввода данных в карточке лицевого счета Общества 4 459 452 руб. НДС, суд тем самым согласился с действиями налогоплательщика по отражению сумм налога к вычету в декларации за февраль 2004 года при отсутствии первичных документов.
Согласно Рекомендациям по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 (далее - Рекомендации), по каждому налогоплательщику (плательщику сборов), налоговому агенту карточки лицевых счетов открываются в налоговом органе по месту постановки на учет при наличии обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Карточка лицевого счета налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (далее - КЛС) является документом, в котором фиксируются:
- исчисленные налогоплательщиками и начисленные налоговыми органами, иными уполномоченными органами к уплате (доплате) суммы налогов, сборов, установленных законодательством о налогах и сборах;
- уплаченные и поступившие в бюджет суммы налогов и сборов;
- отсроченные (рассроченные), приостановленные к взысканию и реструктурируемые суммы налогов, сборов и иных обязательных платежей;
- начисленные за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов и уплаченные суммы пеней;
- начисленные и уплаченные суммы процентов за пользование бюджетными средствами;
- доначисленные (уменьшенные) по результатам налоговой проверки суммы налогов (сборов), пеней;
- исчисленные налогоплательщиком к уменьшению суммы налогов и сборов;
- возвраты или зачеты излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и сборов;
- возмещение налога на добавленную стоимость в порядке возврата или зачета;
- начисленные и возмещенные налогоплательщикам суммы процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов (сборов), а также за несвоевременное возмещение налога на добавленную стоимость.
Фиксирование в КЛС начисленных к уплате (доплате, уменьшению) сумм налога (сбора), пеней и штрафов осуществляется на основании налоговых деклараций (расчетов), заявлений налогоплательщиков о дополнении и изменении налоговых деклараций с приложением уточненных (дополнительных) налоговых деклараций (расчетов), решений о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, судебных актов об изменении начисленных сумм и иных документов.
Исходя из названных положений суд, признал законным решение Инспекции в части отказа в возмещении НДС, но в тоже признал незаконными последующие действия ее должностных лиц по отражению этого решения в карточке лицевого счета.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пунктом 5 раздела 5" следует читать "пунктом 5 раздела 10"
Кроме того, таким решением суд признал право Общества на возврат суммы НДС из бюджета на основании пункта 3 статьи 176 НК РФ, поскольку пунктом 5 раздела 5 "Порядок учета в карточках лицевых счетов операций зачета и возврата" Рекомендаций установлено, что если налогоплательщик (плательщик сборов), налоговый агент в заявлении предъявляет требование о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм налоговых платежей, то заключение по форме N 21 оформляется только после соответствующей проверки состояния расчетов с бюджетами по всем налогам (сборам) и иным обязательным платежам (пени, проценты, а также налоговые санкции, по которым имеются судебные акты, вступившие в законную силу, о взыскании указанных санкций).
При наличии задолженности по налоговым платежам предварительно производится зачет переплаты в погашение указанной задолженности. Возврату подлежит остаток незачтенной суммы переплаты. Налоговый орган обязан проверить соответствие указанных в заявлении сумм переплаты начисленным и уплаченным суммам налога (сбора) или иных обязательных платежей в КЛС (с учетом начисленных и уплаченных сумм пеней, процентов и налоговых санкций).
Таким образом, решение суда в оспариваемой части подлежит отмене, а требования Общества о признании решения Инспекции - отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2004 по делу N А56-26432/04 отменить в части признания недействительным пункта 2.2 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга от 01.06.2004 N 10111558 о начислении отделом ввода данных в карточке лицевого счета общества с ограниченной ответственностью "Контур" 4 459 452 руб. налога на добавленную стоимость.
В названной части в удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Контур" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Контур" в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2005 г. N А56-26432/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника