Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 апреля 2005 г. N А56-44399/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Клириковой Т.В., Троицкой Н.В., при участии от закрытого акционерного общества "Комплект-Атом-Ижора" Полежаева А.В. (доверенность от 11.01.2005 N 3), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Колпинскому району Санкт-Петербурга Горельцевой С.Ю. (доверенность от 11.01.2005 N 1),
рассмотрев 29.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Колпинскому району Санкт-Петербурга на решение от 05.10.2004 (судья Саргин А.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 21.12.2004 (судьи Исаева И.А., Бойко А.Е., Семиглазов В.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-44399/03,
установил:
Закрытое акционерное общество "Комплект-Атом-Ижора" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Колпинскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Колпинскому району Санкт-Петербурга; далее - Инспекция): решения от 11.11.2003 N 06-07/188-3 и требования от 12.11.2003 N 0306002799.
Решением суда от 10.02.2004 требования Общества удовлетворены в части признания недействительным решения Инспекции от 11.11.2003 N 06-07/188-3 о привлечении его к ответственности в виде взыскания 296 881 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части требований Обществу отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.06.2004 решение суда от 10.02.2004 отменено в части отказа в признании недействительными решения налогового органа от 11.11.2003 N 06-07/188-3 и требования от 12.11.2003 N 0306002799 о доначислении 1 484 407 руб. налога на добавленную стоимость и начислении 258 420 руб. пеней. Дело в названной части передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 05.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.12.2004, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение договоров комиссии от 12.02.2002 N 77-252/205000 и от 06.05.2002 N 7725/02073 Общество отгрузило на экспорт оборудование для атомной электростанции "Куданкулам", Республика Индия, на сумму 44 532 210 руб.
Налогоплательщик представил в Инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за май 2003 года, в которой предъявил к возмещению из бюджета 7 422 035 руб. налога. Руководствуясь положениями приказов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 и от 03.07.2002 N БГ-3-03/338, Общество подало в Инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2002 года, согласно которой уплате в бюджет подлежало 7 422 035 руб. налога, соответствующего ставке налога на добавленную стоимость 16, 66 процента. Суммы налоговых вычетов в декларации не заявлены ввиду невозможности представить полный комплект документов для подтверждения права на применение ставки 0 процентов.
В соответствии с пунктом 4 Инструкции по заполнению форм декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 (далее - Инструкция по заполнению декларации), в уточненной декларации за ноябрь 2002 года сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена Обществом по расчетной ставке без учета налога на добавленную стоимость, уплаченного по данной операции поставщикам или иным лицам.
Инспекция приняла налоговую декларацию, однако признала внесение в бюджет налога на добавленную стоимость, исчисленного по ставке 16, 66 процента незаконным и доначислила указанный налог, применив налоговую ставку 20 процентов, а также начислила соответствующую сумму пеней.
Решением от 11.11.2003 N 06-07/188-3 Инспекция доначислила Обществу 1 484 407 руб. налога на добавленную стоимость, начислила 258 420 руб. пеней и привлекла его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 296 881 руб. штрафа.
В требовании от 12.11.2003 N 0306002799 Инспекция предложила Обществу уплатить указанные суммы налога и пеней.
Общество не согласилось с решением от 11.11.2003 N 06-07/188-3 и требованием от 12.11.2003 N 0306002799 и оспорило их в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что на момент вынесения Инспекцией оспариваемого решения у заявителя отсутствовала обязанность по уплате доначисленных налога и пеней.
Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В случае, если полный пакет документов, перечисленных в статье 165 НК РФ, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ определяется как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), указанные в пунктах 1-5 данной статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов).
Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита налогоплательщик не представил документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 20 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику
В силу статьи 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 статьи 166 НК РФ. В пункте 6 статьи 166 НК РФ указано, что сумма налога на добавленную стоимость по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемым в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Согласно статье 163 НК РФ налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц. В силу пункта 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Как следует из пункта 1 статьи 173 НК РФ, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога. В то же время конкретная дата представления расчета налога по ставке 0 процентов не установлена, данный срок наступает на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, то есть недоплата налога на добавленную стоимость может быть определена налоговым органом начиная с даты оформления грузовой таможенной декларации.
Из положений статьи 167 НК РФ следует, что налогоплательщикам по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемым в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, предоставлено право не вносить налог в течение 180 дней с момента оформления отгрузки товара в таможенном режиме экспорта. Поэтому обязанность по уплате налога на добавленную стоимость возникла у Общества по истечении названного периода, а следовательно, оно было вправе при исчислении и уплате налога применить налоговые вычеты, относящиеся к данной операции (пункт 6 статьи 166 НК РФ).
В рассматриваемом случае установлено, что Общество уплатило суммы налога в бюджет, но с учетом разъяснений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам занизило ставку налога, что привело к неуплате 1 484 407 руб. налога на добавленную стоимость.
В пункте 9 статьи 165 НК РФ указано, что если впоследствии налогоплательщик представит в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, ранее уплаченные суммы НДС подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые определены статьей 176 НК РФ.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании всесторонней оценки представленных по делу доказательств установлено, что на момент вынесения Инспекцией решения от 11.11.2003 N 06-07/188-3 у заявителя отсутствовала обязанность по уплате налога на добавленную стоимость.
Вывод суда подтверждается материалами дела. Вступившими в законную силу решением от 09.02.2004 и постановлением апелляционной инстанции от 19.04.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-38864/03 установлено, что в мае 2003 года Обществом собран полный комплект документов, подтверждающих правомерность применения ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов по спорным экспортным операциям, то есть на основании пункта 9 статьи 165 НК РФ у Общества отсутствовала обязанность по уплате налога.
Что касается уплаты сумм пеней за просрочку налоговых платежей, то налоговый орган обязан доказать размере не только правомерность доначисления платежей, но и их размер. Суд кассационной инстанции считает, что в представленном Инспекцией расчете пеней размер платежа и период его просрочки не соответствуют положениям статей 75, 165 и 167 НК РФ и установленным судом обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительными решение Инспекции от 11.11.2003 N 06-07/188-3 и требование от 12.11.2003 N 0306002799, и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 05.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.12.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-44399/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Колпинскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 апреля 2005 г. N А56-44399/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника