Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 июля 2001 г. N 962
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Скворцова О.Ю., судей Лавриненко Н.В., Нефедовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ржевской межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации на решение от 21.03.2001 (судьи Перкина В.В., Кожемятова Л.Н., Рощина С.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 16.05.2001 (судьи Ильина В.Е., Бажан О.М., Орлова В.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N 962,
установил:
Предприниматель без образования юридического лица Данилов Михаил Михайлович обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к Ржевской межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (далее - инспекция МНС) о признании недействительным решения от 16.01.2001 N 4-06 о наложении на него штрафа в размере 2.860 рублей за нарушение законодательства, регулирующего порядок применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
Решением от 21.03.2001 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.05.2001 решение от 21.03.2001 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба инспекции МНС - без удовлетворения.
Принятые судебные акты обжалованы инспекцией МНС в кассационном порядке. Податель жалобы просит отменить решение и постановление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, рассмотрев материалы дела, не находит оснований для отмены либо изменения решения и постановления в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что инспекция МНС провела проверку исполнения законодательства, регулирующего применение контрольно-кассовых машин предпринимателем Даниловым М.М., торгующем в принадлежащем ему магазине. В ходе проверки установлено, что расчет с населением осуществляется с применением неисправной контрольно-кассовой машины. Нарушение выразилось в том, что используемая контрольно-кассовая машина выполняет операцию по отражению времени на чеке с ошибкой.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 11.01.2001, на основании которого инспекцией МНС принято решение от 16.01.2001 о наложении на предпринимателя штрафа в размере 2.860 рублей.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон) предприятия (предприниматели), которые в соответствии со статьей 1 названного Закона должны применять контрольно-кассовые машины, обязаны использовать исправные контрольно-кассовые машины для осуществления денежных расчетов с населением. Предприятие (предприниматель), использующее неисправную ККМ, подвергается штрафу в размере от 28,6 до 57,1 минимального размера оплаты труда (статья 7 Закона, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.99).
В пункте 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.98 N 904, далее - Положение) указано, что организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением ККМ, обязана выдавать покупателям чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный ККМ, где среди прочих обязательных реквизитов должны отражаться дата и время покупки. Неисправной считается ККМ, которая, в частности, не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной (контрольной) памяти (подпункт "в" пункта 8 Положения).
В соответствии с пунктом 3.8.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением предприниматель в начале рабочего дня обязан оформить начало контрольной ленты, указав на ней, кроме прочих необходимых реквизитов, дату и время начала работы.
Порядок исчисления времени на территории Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации" от 08.01.92 N 23 (далее - Постановление). Следовательно, на выдаваемом покупателю чеке должно быть указано время, исчисленное только в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам (далее - Комиссия) приняла решение (протокол N 2/56-2000 от 15.06.2000), что отклонение времени на ККМ не должно превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с Постановлением. Там же сказано, что дата и время устанавливаются согласно Типовым правилам эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и эксплуатационной документации на конкретные модели ККМ.
Поскольку подпунктом "а" пункта 3 Положения на Комиссию возложена обязанность утверждать технические требования к ККМ, то решение Комиссии об установлении допустимого предела отклонения времени на ККМ от фактического обязательно к применению на территории России всеми предприятиями, учреждениями, организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими ККМ при денежных расчетах с населением.
Так как в соответствии со статьей 2 Закона предприятие обязано выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и предприятием, то на чеке должно быть указано правильное время совершения покупки.
В то же время суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что ответчиком не представлены доказательства того, что истец допустил нарушения Закона.
Так, имеющаяся в материалах дела копия чека содержит отметку о времени продажи - 15 часов 42 минуты. В то же время согласно акту от 11.01.2001 проверка начата в 15 часов 20 минут и закончена в 15 часов 40 минут. Указанный акт не содержит сведений о том , каково расхождение во времени между проверочной закупкой и отметкой времени на чеке.
Отсутствуют такие сведения и в решении от 16.01.2001.
В соответствии с частью первой статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.
Поскольку инспекция МНС не доказала обстоятельств, которые стали основанием для применения штрафных санкций в отношении предпринимателя Данилова М.М., суд первой инстанции и апелляционная инстанция правомерно удовлетворили исковые требования.
Руководствуясь статьями 174, 175 и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 21.03.2001 и постановление апелляционной инстанции от 16.05.2001 Арбитражного суда Тверской области по делу N 962 оставить без изменения, а кассационную жалобу Ржевской межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Скворцов |
О.Ю. Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июля 2001 г. N 962
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника