Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 апреля 2005 г. N А56-22181/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Кузнецовой Н.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоРесурс" Петровой Н.Ю. (доверенность от 11.01.05), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга Ивановой С.А. (доверенность от 14.01.05 N 20-05/353), рассмотрев 12.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2004 (судья Демина И.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2005 (судьи Згурская М.Л., Черемошкина В.В., Шестакова М.А.) по делу N А56-22181/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоРесурс" (далее - Общество, ООО "ЭкоРесурс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга; далее - Инспекция): решения от 16.03.2004 N 040371 в части отказа в возмещении из бюджета 70 920 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) согласно декларации за ноябрь 2003 года по экспортным операциям и решения от 20.04.2004 N 0403123 в части отказа в возмещении из бюджета 68 979 руб. НДС согласно декларации за декабрь 2003 года по экспортным операциям.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество отказалось от заявленных требований в части признания недействительным решения налогового органа от 20.04.2004 N 0403123. В указанной части производство по делу прекращено.
Решением суда первой инстанции от 27.10.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 19.01.2005 решение суда первой инстанции от 27.10.2004 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Налоговый орган ссылается на нарушение заявителем требований пункта 1 статьи 172 и пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ): ООО "ЭкоРесурс" предъявило к вычету НДС при отсутствии у него документов (товарно-транспортных накладных или железнодорожных накладных), подтверждающих транспортировку приобретенных товаров от поставщика покупателю; представленные счета-фактуры оформлены с нарушением установленного порядка.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, во исполнение контракта от 10.09.2003 N 37/09, заключенного с фирмой "Barning Wood LLC" (США), Общество реализовало на экспорт товары (пиломатериалы), в связи с чем 22.12.2003 представило в Инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2003 года. В налоговой декларации налогоплательщик указал выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявил к возмещению из бюджета 72 890 руб. НДС, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении экспортных операций.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ.
Инспекция провела камеральную проверку декларации и представленных Обществом документов, по результатам которой приняла решение от 16.03.2004 N 040371 о возмещении из бюджета 1 970 руб. НДС по декларации за ноябрь 2003 года по экспортным операциям и об отказе в возмещении из бюджета 70 920 руб. НДС.
Принимая такое решение, налоговый орган исходил из того, что налогоплательщик не подтвердил факт оприходования товара, отправленного на экспорт: не представил документы (товарно-транспортные накладные или железнодорожные накладные), подтверждающие транспортировку приобретенного у поставщика (ООО "Профит") товара на склад покупателя - ООО "ЭкоРесурс".
Кроме того, по мнению налогового органа, Общество необоснованно заявило в декларации за ноябрь 2003 года в составе налоговых вычетов 7 788 руб. НДС по счетам-фактурам, оформленным с нарушением порядка, установленного подпунктом 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ, поскольку в счетах-фактурах от 30.11.2003 N 278, от 30.11.2003 N С-03-069526 и от 30.11.2003 N 1324 не указан номер платежно-расчетного документа.
Считая решение Инспекции в оспариваемой части незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, и кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы налога, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком декларации и соответствующих документов.
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что право на возмещение из бюджета суммы налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения им фактов уплаты налога поставщику, реального экспорта конкретного товара и представления полного пакета документов, указанных в статье 165 НК РФ.
Общество представило в Инспекцию вместе с декларацией все документы, необходимые для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов. Данное обстоятельство не оспаривается налоговым органом.
Довод Инспекции о неподтверждении ООО "ЭкоРесурс" фактов транспортировки и оприходования товара в связи с отсутствием перевозочных документов правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
Договором купли-продажи от 01.09.2003 N 2/2003, заключенным Обществом и ООО "Профит" и дополнительными соглашениями к договору стороны определили, что передача товара осуществляется на складе поставщика.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что товарно-транспортные и железнодорожные накладные на приобретенные у ООО "Профит" пиломатериалы не оформлялись, так как товар отгружался на экспорт со склада поставщика.
При этом положениями статьи 172 НК РФ, регулирующими особенности применения экспортерами налоговых вычетов, не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган иные, кроме названных, документы, в том числе товарно-транспортные и железнодорожные накладные, подтверждающие факт транспортировки товара от поставщика до места его передачи налогоплательщику.
Довод налогового органа о том, что в представленных Обществом счетах-фактурах от 30.11.2003 N 278, от 30.11.2003 N С-03-069526 и от 30.11.2003 N 1324 при осуществлении авансовых платежей в нарушение подпункта 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ не заполнена графа "расчетно-платежный документ", также отклоняется судом кассационной инстанции.
Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должен быть указан номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). В пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ приведен перечень сведений, которые обязательно должны быть отражены в счете-фактуре, а согласно пункту 2 названной нормы счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не может служить основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Общество не оспаривает, что в счетах-фактурах от 30.11.2003 N 278, от 30.11.2003 N С-03-069526 и от 30.11.2003 N 1324 действительно отсутствовали сведения о платежно-расчетном документе. Вместе с тем, из материалов дела видно, что ООО "ЭкоРесурс" предприняло действия, необходимые для приведения счетов-фактур в соответствие с требованиями статьи 169 НК РФ, и представило исправленные поставщиком счета-фактуры.
Положениями пункта 2 статьи 169 НК РФ не исключается право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение налога на добавленную стоимость после устранения нарушений, допущенных поставщиками при составлении и выставлении счетов-фактур на приобретенные покупателем товары (работы, услуги).
Из материалов дела следует и судами установлено, что обществом представлены счета-фактуры, оформление которых соответствует требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2004 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2005 по делу N А56-22181/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2005 г. N А56-22181/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника