Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 апреля 2005 г. N А42-2198/03-22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кирейковой Г.Г., Корабухиной Л.И.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску специалиста Бирюковой Н.Н. (доверенность от 30.12.2004 N 01-14-30/18986), от федерального государственного унитарного предприятия "Государственный трест "Арктикуголь" главного бухгалтера Шамаева В.З. (доверенность от 01.10.2004),
рассмотрев 14.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.12.2004 по делу N А42-2198/03-22 (судья Спичак Т.Н.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный трест "Арктикуголь" (далее - Трест) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (далее - Инспекция) от 26.03.2003 N 4358.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией налоговых органов кассационной инстанцией произведена замена Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области на Инспекцию Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску.
Решением суда от 14.12.2004 заявление Треста удовлетворено в части доначисления 15 482 202 руб. налога на имущество за 2001 год, соответствующих пеней и штрафов. В удовлетворении остальной части заявленных требований Тресту отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда от 14.12.2004 в части признания недействительным решения Инспекции от 26.03.2003 N 4358 по эпизоду о доначислении 15 482 202 руб. налога на имущество за 2001 год, соответствующих пеней и штрафов и в этой части отказать Тресту в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права, поскольку участки недр принадлежащие Тресту и находящиеся на архипелаге Шпицберген (Норвегия) находятся под юрисдикцией Российской Федерации, а, следовательно, Трест обязан уплачивать налог на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества представил отзыв и просил оставить решение суда без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела видно, что Инспекция провела выездную проверку соблюдения Трестом налогового законодательства за 2001 год, по результатам которой составила акт от 20.03.2003 N 181 и приняла решение от 26.03.2003 N 4358.
Согласно названному решению налоговый орган привлек Трест к ответственности: на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество в виде взыскания 3 098 684 руб. штрафа; пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на пользователей автодорог в виде взыскания 4 284 руб. штрафа; пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога с продаж в виде взыскания 146 руб. штрафа; пункта 1 статьи 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде взыскания 350 руб. штрафа; пункта 3 статьи 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в виде взыскания 163 647 руб. штрафа. Кроме того, налогоплательщику начислено 1 636 471 руб. налога на прибыль, 259 377 руб. налога на добавленную стоимость, 21 418 руб. налога на пользователей автодорог, 730 руб. налога с продаж, 15 493 420 руб. налога на имущество, 137 017 руб. дополнительного платежа в бюджет за пользование банковским кредитом и 6 422 978 руб. пеней.
Налогоплательщик не согласился с решением Инспекции и обратился в арбитражный суд с заявлением.
Как усматривается из материалов дела Трест имеет обособленные подразделения (рудники "Пирамида", "Грумант", "Баренцбург") расположенные на архипелаге Шпицберген (Норвегия).
В соответствии с уставом Треста все его имущество находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон N 2030-1) плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации; филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
Согласно статье 2 Закона N 2030-1 налогом на имущество предприятий облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.
Из положений статьи 7 Закона N 2030-1 следует, что сумма платежей по налогу на имущество предприятий зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия.
Предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном настоящим Законом, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений.
Поскольку рудники "Пирамида", "Грумант", "Баренцбург" являются обособленными подразделениями, не имеющими отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, Трест является плательщиком налога на имущество по месту регистрации головного предприятия.
Договором о Шпицбергене от 09 февраля 1920 года (для СССР присоединение к этому договору вступило в силу 07.05.1935) предусмотрен полный и абсолютный суверенитет Норвегии (статья 1) над архипелагом Шпицберген. По этому договору Норвегия обязуется ввести горный устав, "который в особенности с точки зрения налогов, пошлин или повинностей всякого рода, общих или особых условий труда, должен исключать всякого рода привилегии, монополии или льготы, как в пользу Государства, так и в пользу граждан одной из Высоких Договаривающихся Сторон, включая Норвегию (статья 8). Взимаемые налоги, пошлины и сборы должны быть употреблены исключительно на нужды указанных в договоре местностей и могут устанавливаться только в той мере, в которой это оправдывается их назначением". Двойное налогообложение названным договором не предусмотрено.
Согласно параграфу 2 Главы 1 Горного устава архипелага Шпицберген (Свальбард), утвержденного Королевской резолюцией от 07.08.1925, право производить разведку, приобретать и разрабатывать естественные месторождения угля на совершенно равных условиях, как в отношении налогового обложения, так и в других отношениях, помимо норвежского государства, принадлежит всем подданным тех государств, которые ратифицировали или присоединились к Договору о Шпицбергене, а также отечественным обществам, законно учрежденным в упомянутых государствах.
В соответствии со статьей 2-1 Закона Королевства Норвегии от 15.07.1925 "О налоге на имущество и доходы, уплачиваемом в казну Свальбарда" общества, являющиеся резидентами Норвегии или иностранных государств, должны уплачивать налог в казну Свальбарда "от прав ведения горного промысла на Свальбарде и с приносимых ими доходов".
Согласно пунктам 1.9, 2.1 устава Треста "предприятие создано в целях обеспечения государственных интересов и постоянного российского присутствия на архипелаге Шпицберген в соответствии с Договором о Шпицбергене 1920 года и Горного устава для Шпицбергена, принятого Норвегией, и получения прибыли".
Из изложенного следует, что Норвегия, имея абсолютный суверенитет над архипелагом Шпицберген, обладает исключительной налоговой юрисдикцией, позволяющей только ей взимать с Треста налог на имущество в казну Свальбарда "от прав ведения горного промысла на Свальбарде и с приносимых ими доходов".
Согласно пункту 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом (то есть Налоговым кодексом Российской Федерации), то применяются правила международного договора.
Согласно статье 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Трест уплатил в казну Свальбарда налог на имущество за 2001 год в сумме 1 936,66 долларов США (платежное поручение от 09.10.2002 N 4).
Таким образом, в силу названных норм международного права заявитель не является плательщиком налога на имущество в Российской Федерации.
Этот вывод подтверждается также и тем обстоятельством, что Федеральным законом от 26.11.2002 N 149-ФЗ ратифицирована Конвенция между Российской Федерацией и Королевством Норвегия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал. Из названной Конвенции термин "Свальбард" (то есть архипелаг Шпицберген) исключен, поскольку Королевство Норвегия обладает абсолютным суверенитетом в силу Договора о Шпицбергене от 09.02.1920.
Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации в ответ на запрос треста письмом от 07.07.2004 N 03-08-05 прямо сообщило заявителю, что трест создан в целях обеспечения государственных интересов и постоянного российского присутствия на архипелаге Шпицберген и не является плательщиком налога на имущество предприятий и налога на добычу полезных ископаемых по отгрузке угля и, добытого Трестом на рудниках "Пирамида", "Баренцбург", "Грумант", находящихся на архипелаге Шпицберген (том 2, листы дела 132-133).
Следует также отметить, что Инспекция доначислила налог на имущество, являющийся региональным налогом, по ставкам налога, действующим в Мурманской области. В тоже время обособленные подразделения Треста - рудники "Пирамида", "Баренцбург", "Грумант", находятся на архипелаге Шпицберген, принадлежащим Королевству Норвегии, а не Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.12.2004 по делу N А42-2198/03-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2005 г. N А42-2198/03-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника