Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 августа 2001 г. N А56-9921/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Ломакина С.А., судей Абакумовой И.Д., Петренко А.Д.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области Кружалиной П.В. (доверенность от 03.08.2001 N 15-196/6),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2001 по делу N А56-9921/01 (судья Кашина Т.А.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к муниципальному образованию "Сертолово" (далее - МО "Сертолово") о взыскании 11 000 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение положения пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, - несоблюдение срока сообщения о регистрации факта смерти физических лиц.
Решением арбитражного суда от 29.05.2001 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом нормы материального права - пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ответчик о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, отделом записи актов гражданского состояния МО "Сертолово" 04.09.2000, 05.09.2000, 06.09.2000, 08.09.2000 и 11.09.2000 зарегистрированы факты смерти (соответственно двух, одного, двух, двух и четырех) физических лиц и выданы соответствующие свидетельства о смерти.
Сведения о регистрации смерти физических лиц направлены ответчиком в налоговую инспекцию 25.09.2000 и получены ею 27.09.2000 (входящий N 12504).
Налоговой инспекцией проведена проверка своевременности предоставления сведений о регистрации актов гражданского состояния, акт проверки или справка при этом не составлялись.
Налоговой инспекцией по результатам рассмотрения материалов проверки 14.03.2001 вынесены постановления N 16/4610, 16/4611, 16/4612, 16/4613, 16/4614 о привлечении администрации МО "Сертолово" на основании пункта 1 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговой ответственности за нарушение положения пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации - несоблюдение срока сообщения о регистрации факта смерти физических лиц - в виде взыскания штрафов соответственно в суммах 2 000 руб., 1 000 руб., 2 000 руб., 2 000 руб. и 4 000 руб. В постановлениях администрации МО "Сертолово" предложено уплатить штрафы в срок до 23.03.2001.
Названные постановления направлены администрации МО "Сертолово" 14.03.2001 (л.д. 6).
Ответчиком штрафные санкции добровольно не уплачены, в связи с чем налоговая инспекция 26.03.2001 обратилась в арбитражный суд с иском об их взыскании с МО "Сертолово".
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "подпункта "в" статьи 25" следует читать "подпункта "б" статьи 25"
Суд первой инстанции отказал в иске, поскольку МО "Сертолово" не является надлежащим ответчиком и обязанным лицом по данному делу. При этом суд сослался на статью 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15.11.97 N 143-ФЗ, статью 12 и пункт 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, пункт 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления от 28.08.95 N 154-ФЗ, статью 2 закона Ленинградской области от 11.01.2000 N 2-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования "Сертолово" отдельными полномочиями Ленинградской области". Суд также указал, что согласно Положению "Об управлении записи актов гражданского состояния правительства Ленинградской области", утвержденному постановлением губернатора Ленинградской области от 08.07.99 N 223-ПГ, Управление ЗАГС правительства Ленинградской области является исполнительным органом государственной власти, который в силу подпункта "в" статьи 25 Устава Ленинградской области формирует губернатор Ленинградской области.
Кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно пункту 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15.11.97 N 143-ФЗ государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании названного Федерального закона.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Пунктом 4 статьи 4" следует читать "Пунктом 5 статьи 4"
Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 N 154-ФЗ установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункту 13 статьи 2" следует читать "пункту 18 статьи 2"
Согласно пункту 13 статьи 2 Областного закона Ленинградской области "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования "Сертолово" отдельными полномочиями Ленинградской области" от 11.01.2000 N 2-оз органам местного самоуправления МО "Сертолово" переданы бессрочные полномочия по обеспечению деятельности отдела записи актов гражданского состояния с одновременной передачей финансовых и материальных средств на праве безвозмездного пользования. При этом органом государственной власти, осуществляющим контроль за исполнением переданных полномочий, является Управление записи актов гражданского состояния Правительства Ленинградской области.
Как следует из пунктов 1.1 и 1.4 Положения "Об управлении записи актов гражданского состояния правительства Ленинградской области", утвержденного постановлением губернатора Ленинградской области от 08.07.99 N 223-ПГ (приложение N 2), Управление является исполнительным органом государственной власти Ленинградской области, обеспечивающим организацию и контроль деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Ленинградской области. В систему органов записи актов гражданского состояния Ленинградской области входят также отделы записи актов гражданского состояния администраций муниципальных образований.
Таким образом, Управление ЗАГС правительства Ленинградской области не осуществляет непосредственно регистрацию актов гражданского состояния и не может нести ответственность за нарушение сроков представления в налоговый орган сведений о фактах смерти физических лиц.
В данном случае нарушение сроков представления в налоговую инспекцию сведений о фактах смерти физических лиц допущено отделом записи актов гражданского состояния МО "Сертолово".
Следовательно, орган местного самоуправления (администрация) муниципального образования "Сертолово", при котором создан как структурное подразделение отдел записи актов гражданского состояния, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Вместе с тем иск заявлен к МО "Сертолово".
Как пояснил представитель налоговой инспекции, под указанием в качестве ответчика МО "Сертолово" имеется в виду администрация муниципального образования.
Судом первой инстанции вопрос о замене ненадлежащей стороны не рассматривался, чем нарушены положения статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что судом неполно выяснены фактические обстоятельства дела, поэтому принятое решение недостаточно обосновано, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело - передаче в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует решить вопрос о замене ненадлежащей стороны в соответствии со статьей 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, необходимо оценить фактические обстоятельства дела: одиннадцать сведений о регистрации смерти физических лиц поступили в налоговую инспекцию одновременно; налоговой инспекцией в один день вынесено пять постановлений о привлечении администрации МО "Сертолово" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации и применена санкция в виде взыскания штрафа в размере 1 000 руб. за каждый документ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2001 по делу N А56-9921/01 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
А.Д. Петренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2001 г. N А56-9921/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника