Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 апреля 2005 г. N А44-5564/04-С10
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Кирейковой Г.Г., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 18.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 05.11.2004 по делу N А44-5564/04-С10 (судья Анисимова З.С.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Новгородской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 6 по Новгородской области, далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о взыскании с федерального государственного учреждения "Чудовский лесхоз" (далее - учреждение, лесхоз) 43 481 руб. 60 коп. штрафов, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за несвоевременное представление налоговых деклараций по транспортному налогу.
Решением суда от 05.11.2004 в удовлетворении заявленных инспекцией требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, учреждение 13.04.2004 представило в инспекцию декларации по транспортному налогу за I-III кварталы 2003 года, а 31.03.2004 - за 2003 год.
По результатам камеральной проверки названных деклараций инспекция составила акт от 06.05.2004 N 104 и вынесла решение от 30.06.2004 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пунктов 1 и 2 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 43 481 руб. 60 коп. штрафов.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 20.11.2002 N 87-ОЗ" следует читать "от 22.11.2002 N 87-ОЗ"
Основанием для принятия названного решения послужило нарушение обществом срока представления в налоговый орган деклараций по транспортному налогу, установленного пунктом 3 статьи 10 Закона Новгородской области от 20.11.2002 N 87-ОЗ "О транспортном налоге" (далее - Областной закон N 87-ОЗ).
Выставленное инспекцией на основании данного решения требование от 30.06.2004 N 552 об уплате до 10.07.2004 налоговых санкций учреждение добровольно не исполнило, в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Суд первой инстанции, отказывая инспекции во взыскании с лесхоза налоговых санкций, указал, что налоговым органом доказана "несвоевременность представления учреждением деклараций как элемент объективной стороны правонарушения, но не доказана правомерность его привлечения к ответственности в должном размере", поскольку инспекция в ходе камеральной проверки должна была проверить правомерность представленного учреждением расчета транспортного налога и исчислить суммы штрафов после этой проверки, а не исходить из указанных в налоговых декларациях сумм исчисленного налога.
Кассационная инстанция считает выводы суда первой инстанции ошибочными.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ с 01.01.2003 введена глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации "Транспортный налог".
Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Областным законом N 87-ОЗ на территории Новгородской области с 01.01.2003 введен транспортный налог.
Согласно статье 6 Закона N 87-ОЗ налоговым периодом признается календарный год.
Пунктом 2 статьи 10 названного Закона установлено, что для налогоплательщиков, являющихся организациями, отчетными периодами являются первый, второй и третий кварталы календарного года.
При этом организации, независимо от наличия у них обязанностей по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, обязаны по истечении отчетных периодов - в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по окончании налогового периода - в срок не позднее 15 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (пункт 3 статьи 10 Закона N 87-ОЗ).
В соответствии с названными нормами в обязанность лесхоза входило представление в инспекцию деклараций по транспортному налогу за I квартал 2003 года не позднее 15.04.2003, за II квартал - не позднее 15.07.2003, за III квартал - не позднее 15.10.2003, а за 2003 год не позднее 15.01.2004.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что лесхоз представил налоговые декларации за указанные периоды с нарушением установленных областным законом сроков.
Пунктами 1 и 2 статьи 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации.
Данный состав налогового правонарушения является формальным, указанное нарушение влечет наложение штрафа в процентном отношении от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о недоказанности инспекцией правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности в должном размере, сделан с нарушением норм Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что, представляя в суд уточненные налоговые декларации и не признавая заявленные требования инспекции, лесхоз приводил единственный довод о том, что на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 8 Областного закона N 87-ОЗ организации, имеющие долю бюджетного финансирования 70 и более процентов от общего годового объема доходов, освобождаются от уплаты транспортного налога.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
При этом налогоплательщик не утрачивает право на применение льготы и в том случае, если он не заявил о ее применении при представлении в инспекцию налоговых деклараций.
Вместе с тем суд первой инстанции этот довод налогоплательщика фактически не исследовал.
Доказательства наличия у лесхоза льготы по уплате транспортного налога, предусмотренной подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 8 Областного закона N 87-ОЗ, в деле отсутствуют.
Таким образом, поскольку выводы суда не соответствуют нормам материального права и основаны на неполном исследовании фактических обстоятельств дела, решение суда первой подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в ту же инстанцию арбитражного суда.
При новом рассмотрении суду необходимо предложить лесхозу представить доказательства наличия у него в 2003 году льготы по уплате транспортного налога на основании статьи 8 Областного закона N 87-ОЗ и, соответственно, - сумм налога к уплате и с учетом установленных фактических обстоятельств дела, а также положений пункта 3 статьи 10 названного Закона, проверить правильность исчисления налоговым органом штрафов по пунктам 1 и 2 статьи 119 НК РФ и рассмотреть спор по существу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 05.11.2004 по делу N А44-5564/04-С10 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2005 г. N А44-5564/04-С10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника