Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 апреля 2005 г. N А56-40129/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Корпусовой О.А., Клириковой Т.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Санкт-Петербургу Хурда П.А. (доверенность от 11.05.2005 N 3), от закрытого акционерного общества "Ливиз" Прошиной В.И. (доверенность N 7 без даты сроком до 31.12.2005),
рассмотрев 20.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ливиз" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2005 по делу N А56-40129/04 (судьи Шульга Л.А., Борисова Г.В., Шестакова М.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Ливиз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Санкт-Петербургу; далее - налоговая инспекция) от 30.06.2004 N 09/147 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании налогового органа возвратить обществу неправомерно начисленную сумму штрафа в размере 671 473 руб.
Решением суда от 23.11.2004 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 28.01.2005 решение суда первой инстанции от 23.11.2004 отменено, в удовлетворении заявления обществу отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и оставить в силе решение суда первой инстанции. Как указывает податель жалобы, апелляционный суд неправильно применил положения статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), указав, что, несмотря на наличие переплаты по налогу на момент подачи уточненной декларации, налогоплательщик должен был до подачи уточненной декларации уплатить недостающую сумму налога и пени, то есть, по мнению общества, повторно. Вывод суда о том, что переплата по налогу возникла в более поздний период, по сравнению с тем, когда возникла задолженность, противоречит материалам дела. Общество подчеркивает, что переплата акцизов возникла в течение 2003 года, то есть до подачи уточненной налоговой декларации, что подтверждается платежными документами, актом сверки от 29.12.2003 и кодом бюджетной классификации (далее - КБК), по которому учитывалась сумма переплаты налоговым органом. Сумма переплаты за 2003 год, уплаченная по КБК 10202201 с 01.01.2004 в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", учитывается по КБК 1020251. Кроме того, вопрос о наличии недоимки по акцизам на 25.02.2004 (срок уплаты налога за январь 2004 года) налоговой инспекцией ни в акте, ни в решении от 30.06.2004 N 09/147 не исследовался. Названный довод был изложен только в апелляционной жалобе налоговой инспекции. Согласно решению, налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности в связи с наличием недоимки по акцизам на дату подачи уточненной налоговой декларации в связи с изменением КБК. Таким образом, по мнению налогоплательщика, апелляционный суд самостоятельно сформулировал основание для привлечения общества к налоговой ответственности, отсутствующее в акте и в решении налогового органа.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган, считая доводы жалобы несостоятельными, просит оставить постановление от 28.01.2005 без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представитель налоговой инспекции просил оставить постановление апелляционного суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 11.05.2004 представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по акцизам за февраль 2004 года, согласно которой сумма акцизов, подлежащей доплате в бюджет (по КБК 1020221) составила 3 357 365 руб.
Налоговая инспекция провела проверку представленной декларации, в ходе которой установила, что по состоянию на 11.05.2004 общество имело недоимку по акцизам по региональному бюджету (с учетом доначислений по уточненным декларациям за январь, февраль 2004 года) в размере 4 428 403 руб. Уведомлением от 26.05.2004 налоговый орган сообщил заявителю о выявленном правонарушении. Письмами от 03.06.2004 N 463 и от 07.06.2004 N 471 общество уведомило налоговый орган об имеющейся у него переплате по акцизам, уплате всей суммы задолженности и пеней по налогу на момент представления уточненной декларации, и просило не привлекать его к налоговой ответственности. Возражения налогоплательщика были отклонены налоговым органом по причине наличия у заявителя на момент подачи уточненной налоговой декларации, общей задолженности по акцизам в части, направляемой в региональный бюджет, в размере 4 428 403 руб.
Налоговая инспекция приняла решение от 30.06.2004 N 09/147, которым привлекла общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату сумм акцизов за февраль 2004 года в виде взыскания 671 473 руб. штрафа.
На основании принятого решения, налоговый орган направил налогоплательщику требование от 01.07.2004 N 0408000763 об уплате налоговой санкции в срок до 10.07.2004.
Платежным поручением от 13.07.2004 N 1970 общество уплатило 671 473 руб. штрафа.
Общество с решением налоговой инспекции от 30.06.2004 N 09/147 не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, указал на то, что налоговое законодательство не связывает возможность зачета излишне уплаченного налога с изменением бюджетной системы, влекущим перевод средств на счет другого кода бюджетной классификации.
Налоговым органом была подана апелляционная жалоба, в которой ответчик указал на наличие у заявителя по состоянию на 25.03.2004 (срок уплаты налога) задолженности перед бюджетом 9 616 213 руб. 20 коп., что подтверждается актом сверки от 12.11.2004. Также налоговая инспекция подчеркнула, что заявление о зачете, о котором упоминается в решении суда от 23.11.2004, подано обществом через 27 календарных дней после подачи уточненной налоговой декларации, и соответственно, не давало налоговому органу правовых оснований для зачета имевшейся переплаты.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, указал на то, что суд первой инстанции, признавая решение налоговой инспекции незаконным, не принял во внимание положения пункта 4 статьи 81 НК РФ. Апелляционный суд пришел к выводу, что поскольку сумма имевшейся у общества переплаты по налогу по КБК 1020221, была значительно ниже суммы недоимки за февраль 2004 года, и общество до подачи уточненной налоговой декларации не уплатило недостающую сумму акцизов и соответствующих пеней, налоговый орган правомерно привлек заявителя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы жалобы налогоплательщика, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит основания для отмены постановления апелляционной инстанции от 28.01.2005.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 42 постановления от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в статье 122 НК РФ деяний (действий или бездействия).
В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.
Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, только при соблюдении им условий, определенных пунктом 4 статьи 81 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
В пункте 4 названной статьи указано, что если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 81 НК РФ, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с настоящим пунктом при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод подателя жалобы о том, что при решении вопроса об освобождении от ответственности важен сам факт переплаты данного налога.
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Согласно расчету налогоплательщика, на момент установленного законодательством срока уплаты налога (25.03.2004) у общества имелась переплата в региональный бюджет в сумме 1 017 210 руб. 80 коп. (КБК 1020221), в то время как задолженность перед бюджетом составляла 3 631 672 руб. 20 коп. На момент подачи заявителем уточненной налоговой декларации (11.05.2004), сумма задолженности бюджета перед налогоплательщиком составила 11 697 760 руб. 80 коп.
У налогового органа отсутствовали правовые основания для зачета имевшейся переплаты по акцизам, в части, уплачиваемой в федеральный бюджет (КБК 1020251), в счет погашения недоимки перед региональным бюджетом.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. В определенных случаях налоговые органы вправе производить зачет излишне уплаченной суммы налога самостоятельно.
Как следует из пункта 8 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику также по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, за исключением отдельных случаев, как зачет, так и возврат излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляются налоговым органом по заявлению налогоплательщика.
Из материалов дела следует, что вместе с уточненной налоговой декларацией заявление о зачете имевшейся переплаты по акцизам налогоплательщиком подано не было (уточненная налоговая декларация представлена 11.05.2004, заявление о зачете - 07.06.2004), следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для проведения зачета.
Таким образом, поскольку порядок, установленный пунктом 4 статьи 81 НК РФ, обществом не соблюден, основания для освобождения от налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы общества, а постановление апелляционного суда считает законным и обоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2005 по делу N А56-40129/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ливиз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2005 г. N А56-40129/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника