Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 апреля 2005 г. N А56-34676/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н., при участии от товарищества собственников жилья "Невский Дом" Давыдова Н.А. (доверенность от 22.11.2004),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Приморскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2004 по делу N А56-34676/04 (судья Масенкова И.В.),
установил:
Товарищество собственников жилья "Невский Дом" (далее - Товарищество, ТСЖ "Невский Дом") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Инспекция Федеральной налоговой службы по Приморскому району Санкт-Петербурга, (далее - налоговая инспекция) 430 650 руб. 42 коп. единого социального налога, излишне уплаченного за 2002 и 2003 годы.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ТСЖ "Невский Дом" уточнило заявленные требования и просило признать недействительным решение налоговой инспекции, оформленное в виде письма, от 13.05.2004 N 13-16/9807 об отказе возвратить из бюджета 430 650 руб. 42 коп. излишне уплаченного за 2002 и 2003 годы единого социального налога.
Решением суда первой инстанции от 17.12.2004 заявленные Товариществом требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и отклонить требования заявителя, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Невский Дом" за период с января 2002 года по октябрь 2003 года уплатило в бюджет 430 650 руб. 42 коп. единого социального налога с сумм, выплаченных лицам, выполнявшим работы и оказывавшим услуги для Товарищества.
В апреле 2004 года ТСЖ "Невский Дом" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате ему излишне уплаченной суммы единого социального налога (л.д. 7-9). Налогоплательщик полагал, что в силу нормы подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) суммы, выплаченные лицам, выполнявшим работы и оказывавшим услуги для Товарищества, не облагаются единым социальным налогом. Эта позиция Товарищества основана на постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2003 N 19/03, согласно которому товарищества собственников жилья относятся к организациям, перечисленным в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ.
Налоговая инспекция письмом от 13.05.2004 N 13-16/9807 сообщила налогоплательщику об отсутствии правовых оснований для признания единого социального налога в сумме 430 650 руб. 42 коп. излишне уплаченным за 2002 и 2003 годы и, следовательно, для возврата Товариществу названной суммы из бюджета. По мнению налогового органа, перечень организаций, которые не уплачивают единый социальный налог с сумм, указанных в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ, установлен в этом же пункте и является исчерпывающим, не подлежащим расширительному толкованию. Судебная практика не входит в состав законодательства Российской Федерации по налогам и сборам.
ТСЖ "Невский Дом", считая отказ налоговой инспекции незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, полагая, что Товарищество подпадает под перечень организаций, приведенный в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ. Основным критерием включения некоммерческой организации в этот перечень является не наименование организации, а ее организационно-правовая форма, вид фактически осуществляемой деятельности, характер выполненных для нее работ (оказанных услуг) и факт оплаты этих работ (услуг) за счет членских взносов. Поскольку Товарищество соответствует установленным критериям, оно вправе не уплачивать единый социальный налог с сумм, выплаченных лицам, выполнявшим работы и оказывавшим услуги для Товарищества, за счет членских взносов. В случае же уплаты налога с таких сумм, Товарищество имеет право на его возврат из бюджета в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает принятое судом решение законным и обоснованным.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ, в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ, не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
Указанная норма Налогового кодекса Российской Федерации определяет организационно-правовые формы организаций, производящих выплаты за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, независимо от того, работают ли эти лица на постоянной или временной основе, по трудовым договорам или по договорам гражданско-правового характера, заключаемым для выполнения каких-либо разовых работ (услуг).
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.3 мотивировочной части постановления от 23.12.2004 N 19-П "По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с коллективной жалобой граждан..." введенное подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации изъятие из установленных его статьями 236 и 237 объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу основано на учете природы перечисленных в нем организаций, являющихся некоммерческими, не преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (пункт 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях"), в частности потребительских кооперативов - объединений, основанных на началах членства и созданных для удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения ими имущественных паевых взносов (пункт 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата труда работников, заключивших трудовые договоры с кооперативом (товариществом), и другие текущие расходы данного объединения производятся за счет членских взносов - денежных средств, периодически вносимых членами этих объединений на указанные цели. При этом в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья" в товариществах собственников жилья за счет обязательных платежей их членов осуществляется содержание и ремонт помещений и общего имущества (названный Федеральный закон распространяется на все товарищества, товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом).
Конституционным Судом Российской Федерации подчеркнуто, что законодатель, освободив подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации от обложения единым социальным налогом указанные в нем суммы, исходил из конституционно значимой цели создания условий для осуществления права граждан на жилище, отдых и охрану здоровья и государственной поддержки кооперативов (товариществ).
Пунктом 1 статьи 11 НК РФ определено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Действующим гражданским законодательством предусмотрены различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций. В пункте 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединении), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Как следует из статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья). Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (далее - Закон N 72-ФЗ). Действие данного Закона согласно статье 4 Закона N 72-ФЗ распространяется на все товарищества, товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома. В соответствии со статьями 1, 32, 40 Закона N 72-ФЗ товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. Товарищество основано на добровольном членстве собственников помещений в кондоминиуме, а его имущество состоит из вступительных и иных взносов, обязательных платежей членов товарищества.
Таким образом, товарищества собственников жилья - это некоммерческие объединения граждан, создаваемые с целью удовлетворения личных, материальных и иных потребностей их участников путем объединения членами имущественных паевых взносов.
В письме от 13.10.2003 N СА-6-05/1064@ "О едином социальном налоге" Министерство по налогам и сборам Российской Федерации обращает внимание налоговых органов на обязанность при решении вопроса об освобождении от уплаты единого социального налога товарищества собственников жилья в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ в каждом конкретном случае исследовать поступившие взносы на предмет их использования на цели и задачи товарищества, поступления от собственников жилья, а также расходования данных средств на выплаты в пользу лиц, выполняющих работы (услуги) для данного товарищества, подтверждая тем самым распространение действия подпункта 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ на товарищества собственников жилья.
Правильность вывода суда подтверждается и принятыми Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлениями от 15.04.2003 N 19/03 и от 20.01.2004 N 11281/03.
Аналогичная позиция по этому вопросу занята и Конституционным Судом Российской Федерации, что следует из пункта 3.3 мотивировочной части постановления от 23.12.2004 N 19-П "По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с коллективной жалобой граждан..."
Следовательно, к приведенным в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ организациям, которые не уплачивают единый социальный налог с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, относятся и товарищества собственников жилья, а также их ассоциации (объединения в виде некоммерческих организаций).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ТСЖ "Невский Дом" оплатило лицам, выполнившим для него работы (оказавшим услуги), за счет членских взносов, вносимых на содержание Товарищества. Довод налоговой инспекции о непредставлении налогоплательщиком доказательств осуществления указанных выплат именно за счет членских взносов, суд отклонил как недоказанный.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Кассационная инстанция не усматривает оснований для переоценки вывода суда о недоказанности налоговым органом факта оплаты лицам, выполнившим работы и оказавшим услуги для ТСЖ "Невский Дом", не за счет членских взносов. В деле нет документов, подтверждающих этот вывод налогового органа. В то же время из акта выездной налоговой проверки от 03.12.2004 и решения от 20.12.2004 (л.д. 25-28) следует, что в период с 01.01.2001 по 01.01.2004 Товарищество не вело никакой коммерческой деятельности, заработная плата обслуживающему персоналу ТСЖ "Невский Дом" выплачивалась за счет членских взносов.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятого по данному делу решения не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2004 по делу N А56-34676/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Приморскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
H.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 апреля 2005 г. N А56-34676/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника