Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 апреля 2005 г. N А56-24475/04
Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Дмитриева В.В. и Зубаревой Н.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лескомп" Серовой А.В. (доверенность от 02.06.2004), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области Меркушевой М.В. (доверенность от 30.12.2004 N 39547),
рассмотрев 13.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2004 по делу N А56-24475/04 (судья Згурская М.Л.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лескомп" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области, реорганизованной в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области, (далее - Инспекция) от 15.04.2004 N 13-24/12/11362 в части отказа в возмещении 30 999,37 рубля налога на добавленную, стоимость (далее - НДС) за IV квартал 2003 года и об обязании налогового органа возвратить названную сумму налога на счет заявителя.
Решением от 18.11.2004 суд удовлетворил заявление, установив соблюдение Обществом требований статьи 165, пункта 2 статьи 171 и пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. По мнению налогового органа, Обществу правомерно отказано в возмещении оспариваемой суммы НДС, так как в ходе проверки установлено, что его поставщик - общество с ограниченной ответственностью "Неватон" (далее - ООО "Неватон") не находится по юридическому адресу и не представило отчетность за IV квартал 2003 года. В связи с этим податель жалобы считает, что отсутствует документальное подтверждение уплаты поставщиком 30 999 рублей НДС, следовательно, в бюджете нет источника для возмещения этой суммы налога.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно решению от 15.04.2004 N 13-24/12/11362 Инспекция в результате проверки документов, представленных Обществом с декларацией по ставке 0% за IV квартал 2003 года для подтверждения права на применение этой ставки и вычет 152 109 рублей НДС, отказала в возмещении 30 999,37 рублей названного налога. Вывод налогового органа основан на том, что в ходе проверки не подтверждена уплата в бюджет этой суммы налога поставщиком Общества - ООО "Неватон", поскольку данная организация не находится по юридическому адресу и не представила отчетность за IV квартал 2003 года.
Кассационная инстанция считает, что отказ Инспекции в возмещении 30 999,37 рубля НДС не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права заявителя.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены статьей 165, пунктами 1-2 статьи 171, пунктами 1, 3 статьи 172 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названных норм для подтверждения права на возмещение налога, уплаченного при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), налогоплательщик должен представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и указанные в пункте 1 статьи 165 НК РФ документы, на основании которых налоговый орган обязан в трехмесячный срок принять решение о возмещении налога или об отказе в его возмещении (полностью или частично). Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату им сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг), не устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления в налоговый орган декларации по ставке 0% и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками товаров (работ, услуг). При таких обстоятельствах несостоятельны доводы Инспекции об отсутствии у нее сведений об уплате в бюджет оспариваемой суммы НДС поставщиком Общества.
Следует также отметить, что именно налоговые органы обязаны в силу статей 32, 82, 87 НК РФ осуществлять налоговый контроль и вправе в порядке статей 45-47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении поставщиками экспортированных товаров, являющихся самостоятельными налогоплательщиками, обязанностей, установленных Налоговым кодексом РФ, и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника для возмещения сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций, а также реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Поскольку налоговый орган не оспаривает соответствие документов, представленных Обществом с декларацией по ставке 0% за IV квартал 2003 года, требованиям пункта 1 статьи 165 и пунктов 1, 3 статьи 172 НК РФ, а также факт уплаты им 30 999,37 рубля НДС при приобретении товаров у ООО "Неватон", суд правомерно признал решение Инспекции от 15.04.2004 N 13-24/12/11362 недействительным в части отказа в возмещении этой суммы налога, принятой с нарушением норм налогового законодательства и прав заявителя.
Учитывая изложенное кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а решения суда от 18.11.2004 считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2004 по делу N А56-24475/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2005 г. N А56-24475/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника