Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 марта 2005 г. N А05-14593/04-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Кирилловой И.И. и Сосниной О.Г.,
рассмотрев 15.03.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.11.04 по делу N А05-14593/04-23 (судья Гуляева И.С.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) и Министерства труда и социального развития Российской Федерации, к Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области и Управления социальной защиты населения администрации Архангельской области, к муниципальному образованию "Приморский район" (далее - МО "Приморский район") в лице финансового управления администрации МО "Приморский район" и отдела социальной защиты населения администрации МО "Приморский район" о взыскании (с учетом увеличения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) 134 103,98 руб. расходов, связанных с предоставлением в период с 01.01.03 по 31.12.03 льгот, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Решением от 16.11.04, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, с Минфина в пользу Общества за счет казны Российской Федерации взыскано 134 103,98 руб. В иске к остальным ответчикам отказано.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить решение в части взыскания убытков за счет казны Российской Федерации и принять новый судебный акт. Податель жалобы указывает на следующее:
- в материалах дела отсутствуют доказательства того, что лица, участвующие в деле, запрашивали из федерального бюджета денежные средства для компенсации расходов по реализации Закона в размере, большем, чем предусмотрено федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;
- Российская Федерация полностью выполнила взятые на себя обязательства;
- при предъявлении иска истец не доказал наличие обстоятельств, предусмотренных статьями 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому для взыскания убытков за счет казны Российской Федерации отсутствуют правовые основания.
В отзывах на кассационную жалобу Общество и МО "Приморский район" в лице финансового управления и отдела социальной защиты населения просят оставить решение без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, истцом в 2003 году в соответствии со статьей 28 Закона были предоставлены льготы инвалидам в виде 50-процентной скидки по оплате услуг связи.
Понесенные истцом расходы по предоставлению льгот были возмещены ему не в полном объеме, что послужило основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
Согласно статье 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
В соответствии со статьей 28 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования этой льготы Законом не определен.
Статьей 52 Федерального закона от 24.12.02 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" в составе расходов федерального бюджета предусмотрен Фонд компенсаций. Согласно статье 53 и приложению N 15 этого же закона Архангельской области на реализацию Закона предусмотрено выделение субсидий из Фонда компенсаций в сумме 90 613 тыс. руб.
Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536. В соответствии с указанным Порядком средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение средств на реализацию Закона осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Судом установлено, что денежные средства в указанном размере получены Архангельской областью и в полном объеме перечислены муниципальным образованиям, которые в свою очередь в полном объеме перечислили их организациям, предоставляющим льготы.
Однако денежных средств, выделенных из федерального бюджета в 2003 году Архангельской области, оказалось недостаточно.
Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов установлены судом и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Довод ответчика о том, что Минфин свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот, выполнил, не может быть принят судом кассационной инстанции, поскольку Минфином не представлены доказательства выделения из федерального бюджета бюджету Архангельской области субсидии на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере.
Правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот и производящими выплаты уполномоченными государством органами, не являются гражданско-правовыми, а относятся к публичным, поэтому нормы гражданского законодательства не подлежат применению в рассматриваемом деле.
То обстоятельство, что в обжалуемом решении суд ошибочно сослался на нормы статей 16 и 1069 ГК РФ, не привело к вынесению неправильного решения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по настоящему делу судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.11.04 по делу N А05-14593/04-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2005 г. N А05-14593/04-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника