Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 апреля 2005 г. N А56-42706/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Сосниной О.Г.,
судей Кустова А.А., Тарасюка И.М.,
при участии в судебном заседании:
- от ЗАО "ЗЕСТ" - Абашичева В.Л. (доверенность от 19.04.2005), Поднебесного В.П. (доверенность от 27.09.2004);
- от МРУ Росфинмониторинга по СЗФО - Курганского И.М. (доверенность от 14.03.2005), Гуляевой Л.В. (доверенность от 19.04.2005), Краснова Е.В. (доверенность от 14.03.2005),
рассмотрев 20.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления по Северо-Западному федеральному округу Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2004 (судья Третьякова Н.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2005 (судьи Борисова Г.В., Зайцева Е.К., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-42706/04,
установил:
Закрытое акционерное общество "ЗЕСТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Межрегионального управления Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление) от 01.10.2004 N 06-04/79-1/1, 06-04/79-1/2 о назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб. в соответствии со статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 06.12.2004, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2005, заявление Общества удовлетворено. Постановление Управления от 01.10.2004 N 06-04/79-1/1, 06-04/79-1/2 о назначении административного наказания в соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ признано не соответствующим закону и отменено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы полагает, что судом неправомерно применена статья 2.9 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела, поскольку объект указанного правонарушения является наиболее значимым и добровольное устранение последствий правонарушения не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности правонарушения. Кроме того, податель жалобы указывает на факт совершения Обществом двух самостоятельных административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.27 КоАП РФ, что также не может свидетельствовать о малозначительности правонарушения. Управление также указывает, что при назначении наказания им были учтены доводы Общества и применена минимальная санкция, установленная статьей 15.27 КоАП РФ.
В судебном заседании представители Управления поддержали кассационную жалобу, подтвердили изложенные в ней доводы и просили произвести процессуальное правопреемство путем замены Управления на Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Северо-Западному федеральному округу. Представители Общества просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб. за несвоевременное направление на согласование в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее - Комитет) правил внутреннего контроля, за несвоевременное предоставление информации о 15 лизинговых операциях и за не предоставление информации о 4 лизинговых операциях, подлежащих обязательному контролю.
Согласно статье 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ (в редакции от 30.10.2002 N 131-ФЗ) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 (далее - Постановление N 6) установлены сроки утверждения правил внутреннего контроля и представления этих правил на согласование в соответствующий уполномоченный орган.
Пунктом 1 Постановления N 6 предусмотрено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.
Согласно пункту 2 Постановления N 6 правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Комитет в течение пяти рабочих дней с даты их утверждения.
Исполнение организацией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля предполагает утверждение правил внутреннего контроля руководителем организации и последующее представление их на согласование в уполномоченный орган в сроки, установленные Постановлением N 6.
Постановление N 6 опубликовано в "Российской газете" 15.01.2003 и с этого момента в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" вступило в силу.
Общество, осуществляющее деятельность по финансовому лизингу, зарегистрировано 22.08.96 и, следовательно, не позднее 15.02.2003 было обязано разработать и утвердить правила внутреннего контроля и не позднее 20.02.2003 - представить их на согласование в Комитет.
Правила внутреннего контроля, имеющиеся в материалах дела, утверждены руководителем Общества 11.02.2003, а направлены на согласование в Комитет лишь 29.06.2004, то есть со значительным пропуском установленного срока.
Как видно из протокола об административном правонарушении от 27.09.2004, Обществом проведено 27 лизинговых операций, сумма каждой из которых превышала 600 000 руб., из которых Общество предоставило информацию о 15 лизинговых операциях с нарушением установленных сроков, а о 4 лизинговых операциях сведений не предоставило.
Операции с денежными средствами, отвечающие данным признакам, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона относятся к операциям, подлежащим обязательному контролю.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона организация обязана документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю.
При вынесении постановления о назначении административного наказания Управлением признан несостоятельным довод Общества о малозначительности правонарушения.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нарушении Обществом пункта 2 статьи 7 Закона и пунктов 1, 2 Постановления N 6, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ, однако посчитал, что данное правонарушение является малозначительным, и признал не соответствующим статье 2.9 КоАП РФ принятое Управлением постановление. Суд исходил из того, что совершенное Обществом административное правонарушение, выразившееся в нарушении сроков представления правил внутреннего контроля для согласования в Комитет и сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, отвечает признакам малозначительности, то есть при формальном наличии всех признаков состава правонарушения отличается низкой степенью общественной опасности.
Кассационная инстанция не может согласиться с принятыми по делу судебными актами ввиду следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, Обществом нарушен срок для согласования правил внутреннего контроля, так как они направлены не 20.02.2003, а 29.06.2004, то есть с пропуском установленного срока более чем на год. Кроме того, в указанный период Общество осуществило 27 операций, которые подлежали контролю, из которых предоставило информацию о 15 лизинговых операциях с нарушением установленных сроков, а о 4 лизинговых операциях сведений не предоставило.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Между тем рассматриваемые обстоятельства не могут свидетельствовать о малозначительности совершенного административного правонарушения.
С учетом изложенного кассационная инстанция пришла к выводу, что требование Общества не подлежит удовлетворению. При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 48, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
произвести процессуальное правопреемство, заменив Межрегиональное управление Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу на Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Северо-Западному федеральному округу.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2004 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2005 по делу N А56-42706/04 отменить.
Отказать закрытому акционерному обществу "ЗЕСТ" в удовлетворении требования о признании незаконным и об отмене постановления Межрегионального управления Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу от 01.10.2004 N 06-04/79-1/1, 06-04/79-1/2.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 апреля 2005 г. N А56-42706/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника