Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 апреля 2005 г. N А05-17063/04-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение от 10.11.2004 (судья Сметанин К.А.) и постановление апелляционной инстанции от 26.01.2005 (судьи Лепеха А.П., Бекарова Е.И., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-17063/04-13,
установил:
Индивидуальный предприниматель Попов Николай Дмитриевич, являющийся главой крестьянского фермерского хозяйства, (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (после уточнения заявленных требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, далее - налоговая инспекция) от 25.08.2004 N 1065 в части предписания уплатить 46 568 руб. налога на доходы физических лиц за 2002 и 2003 годы, доначисления 87 353,42 руб. единого социального налога за 2002 и 2003 годы и 14 995,73 руб. пеней за нарушение сроков уплаты налога, а также привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога в виде взыскания 17 470,69 руб. штрафа и на основании пунктов 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное представление деклараций по единому социальному налогу за 2002 и 2003 годы.
Решением суда первой инстанции от 10.11.2004 требования заявителя удовлетворены частично. Суд признал оспариваемое решение налоговой инспекции недействительным в части доначисления 43 147,20 руб. единого социального налога, начисления соответствующей суммы пеней, а также в части привлечения Предпринимателя к ответственности в виде взыскания штрафов, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ и пунктами 1 и 2 статьи 119 НК РФ исходя из признанной неправомерно доначисленной суммы налога. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.01.2005 решение суда от 10.11.2004 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по данному делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, при выплате доходов, полученных крестьянским фермерским хозяйством от несельскохозяйственных видов деятельности, глава хозяйства признается лицом, производящим выплаты физическим лицам (независимо от того, являются эти лица членами крестьянского фермерского хозяйства, или нет), обязанным представлять декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам. Выплачиваемые же физическим лицам в этом случае доходы облагаются по налоговой ставке 26,1 процента.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, крестьянское фермерское хозяйство Попова Николая Дмитриевича зарегистрировано постановлением Администрации поселка Приводино Муниципального образования "Котласский район" от 19.01.2001 N 134 (л.д. 17).
Главой созданного крестьянского фермерского хозяйства является Попов Николай Дмитриевич.
Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, налоговой инспекцией в июне - июле 2004 года проведена выездная налоговая проверка соблюдения Предпринимателем законодательства о налогах и сборах за период с 2001 по 2003 год, в ходе которой выявлен ряд нарушений. Нарушения отражены в акте от 01.07.2004 N 12-26/278ДСП.
Так, налоговый орган посчитал, что Предприниматель неправомерно, в нарушение статей 237 и 243 НК РФ, не исчислил по налоговой ставке 26, 1 процента и не уплатил в 2002-2003 годах 87 353,42 руб. единого социального налога с сумм, выплаченных работникам, осуществлявшим заготовку и распиловку леса, а также не представил в налоговый орган декларации по единому социальному налогу за указанный период как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
На основании акта проверки и с учетом представленных налогоплательщиком разногласий налоговым органом принято решение от 25.08.2004 N 1065, в том числе о привлечении Предпринимателя к налоговой ответственности за вышеназванные нарушения, а также о доначислении недоплаченного единого социального налога с соответствующей суммой пеней.
Предприниматель, считая решение налогового органа частично незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций признали решение налоговой инспекции от 25.08.2004 N 1065 недействительным в части доначисления 43 147,20 руб. единого социального налога, начисления соответствующей суммы пеней, а также в части привлечения Предпринимателя к ответственности в виде взыскания предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ и пунктами 1 и 2 статьи 119 НК РФ штрафов, исчисленных с этой суммы.
Кассационная инстанция исходя из доводов жалобы налогового органа не находит правовых оснований отмены принятых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 235 НК РФ плательщиками единого социального налога признаются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам (к которым отнесены организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты. Причем в целях главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравнены к индивидуальным предпринимателям, следовательно, глава крестьянского хозяйства при выплатах членам хозяйства за осуществляемую в этом хозяйстве деятельность, не относится к лицам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ.
В соответствии со статьей 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в редакции Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ, крестьянское (фермерское) хозяйство - это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, представленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющий производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности, земельных участков. Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет интересы хозяйства в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.
Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вступившим в силу с 17.06.2003, установлено, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Крестьянское (фермерское) хозяйство может быть создано одним гражданином, который и будет являться главой фермерского хозяйства. Если же членами крестьянского (фермерского) хозяйства являются трудоспособные члены его семьи или другие граждане, главой хозяйства признается по взаимному согласию один из его членов.
Трудовые отношения в крестьянском (фермерском) хозяйстве определяются и регулируются его членами, каждый из которых имеет право на часть полученных доходов в денежной или натуральной форме.
В целях применения главы 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации члены крестьянского (фермерского) хозяйства в статье 235 НК РФ приравнены к индивидуальным предпринимателям. При этом единый социальный налог за них исчисляет и уплачивает глава хозяйства по ставкам, предусмотренным в пункте 3 статьи 241 НК РФ.
Таким образом, глава крестьянского (фермерского) хозяйства не признается лицом, производящим выплаты в пользу физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам, если эти выплаты производятся членам хозяйства в связи с осуществлением деятельности в крестьянском фермерском хозяйстве, поскольку члены крестьянского фермерского хозяйства не признаются наемными работниками по отношению к главе крестьянского (фермерского) хозяйства.
Из материалов дела следует, согласно учредительному договору крестьянского фермерского хозяйства Попова Николая Дмитриевича, утвержденному протоколом Общего собрания учредителей хозяйства от 14.04.2002 N 1 (л.д. 39-46) основными видами деятельности хозяйства являются производство и реализация сельскохозяйственной продукции, животноводство, заготовка и распиловка леса, торгово-закупочная деятельность и оказание услуг населению.
Эти же виды деятельности перечислены в пункте 2 постановления Администрации поселка Приводино Муниципального образования "Котласский район" от 19.01.2001 N 134 (л.д. 17) "О государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства".
Перечень членов крестьянского хозяйства приведен в приложении 1 к учредительному договору (л.д. 45-46).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что все работники, в отношении выплат которым налоговая инспекция доначислила единый социальный налог по ставке 26,1 процента, являются членами крестьянского фермерского хозяйства.
На этом основании суды правомерно признали, что Предприниматель не может рассматриваться в отношении осуществленных указанным работников выплат за работу в крестьянском хозяйстве лицом, осуществляющим выплаты физическим лицам.
Кассационная инстанция отклоняет довод налогового органа об отсутствии у Предпринимателя оснований для применения положений статьи 235 и пункта 3 статьи 241 НК РФ, установленных для крестьянских фермерских хозяйств и их членов.
Крестьянское (фермерское) хозяйство Попова Н.Д. осуществляло виды деятельности, предусмотренные учредительным договором, утвержденным протоколом Общего собрания учредителей хозяйства от 14.04.2002 N 1, и пунктом 2 постановления Администрации поселка Приводино Муниципального образования "Котласский район" от 19.01.2001 N 134.
Изменений в указанные документы в установленном порядке не вносилось.
Глава 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации не содержит особенностей в налогообложении выплачиваемых крестьянским фермерским хозяйством членам этого хозяйства доходов в зависимости от осуществляемых хозяйством видов деятельности. Выплаты, в отношении которых налоговый орган применил налоговую ставку 26,1 процента, производились физическим лицам - членам крестьянского фермерского хозяйства в связи с осуществлением хозяйством деятельности, предусмотренной учредительным договором и пунктом 2 постановления Администрации поселка Приводино Муниципального образования "Котласский район" от 19.01.2001 N 134. Между тем, согласно пункту 3 статьи 241 НК РФ, в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 НК РФ, установлена налоговая ставка для исчисления единого социального налога в размере 13,2 процента.
Предпринимателем в ходе судебного разбирательства представлен расчет суммы подлежащего уплате за 2002-2003 годы единого социального налога, исчисленного по ставке 13,2 процента (л.д. 47-48). Этот расчет проверен судами и признан правильным. Тем самым подтверждена законность доначисления налоговым органом единого социального налога только в сумме 44 206,24 руб. с соответствующей ей суммой пеней.
Признавая незаконным доначисление налоговым органом 43 147,2 руб. налога (87 353,44 руб. - 44 206,24 руб.), суды обоснованно признали неправомерным начисление пеней, а также исчисление с этой суммы штрафов, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ и пунктами 1 и 2 статьи 119 НК РФ.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены принятых по данному делу судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.01.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-17063/04-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2005 г. N А05-17063/04-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника