Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 апреля 2005 г. N А05-15775/04-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Сосниной О.Г.,
судей Кустова А.А., Тарасюка И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северная транспортная компания" на решение от 17.11.2004 (судья Полуянова Н.М.) и постановление апелляционной инстанции от 19.01.2005 (судьи Лепеха А.П., Шашков А.Х., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-15775/04-19,
установил:
Архангельское областное отделение Российской транспортной инспекции Министерства транспорта России (далее - транспортная инспекция) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Северная транспортная компания" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 17.11.2004 заявление транспортной инспекции удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в сумме 30 000 руб. на основании части 3 статьи 14.1 КоАП.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.01.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать транспортной инспекции в удовлетворении заявления, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По мнению Общества, оно не допускало нарушения режима труда и отдыха водителей. Податель жалобы также считает, что в 2004 году им были созданы надлежащие условия для повышения квалификации водителей.
Транспортная инспекция и Общество надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 02.09.2004 по 07.09.2004 транспортной инспекцией проведена проверка соблюдения Обществом условий лицензирования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом для перевозок более 8 человек. В ходе проверки установлено, что Обществом, действующим на основании лицензии (регистрационный номер 5653/1), выданной 27.07.2004 транспортной инспекцией, допущены нарушения режима труда и отдыха водителей, выразившиеся в превышении максимальной продолжительности рабочей смены водителя автобуса и в несоблюдении междусменного отдыха водителей (согласно путевых листов водитель Пальмин С.В. работал 27.08.2004 с 6 час. 30 мин. по 22 час. 00 мин., 28.08.2004 - с 6 час. 32 мин. по 20 час. 30 мин.; водитель Белоусов Д.С. работал 27.08.2004 с 10 час. 30 мин. по 23 час. 00 мин., 28.08.2004 - с 6 час. 56 мин. по 22 час. 10 мин.). Кроме того, в 2003 - 2004 годах Обществом не создано условий для повышения квалификации водителей путем проведения занятий, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от 07.09.2004 и в протоколе об административном правонарушении от 07.09.2004 N 728.
Суд на основании имеющихся в деле доказательств, правильно установив обстоятельства дела, правомерно привлек Общество к административной ответственности за правонарушение, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 21.03.2002) определено понятие "лицензионные требования и условия" как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 N 402, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом является в том числе выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктами 2.3.5, 2.3.6, 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 30.03.94 N 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами, соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей, ведут учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 8 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25.06.99 N 16, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтвержден факт осуществления Обществом деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий и требований, установленных указанными выше законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для данного вида деятельности (акт проверки, протокол об административном правонарушении).
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП.
Учитывая изложенное, суд правомерно привлек Общество к ответственности по указанной норме КоАП.
Доводы подателя жалобы о том, что Общество не допускало нарушения режима труда и отдыха водителей, а в 2004 году им были созданы надлежащие условия для повышения квалификации водителей, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций и не могут быть приняты кассационной инстанцией.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 19.01.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-15775/04-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северная транспортная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2005 г. N А05-15775/04-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника