Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 января 2002 г. N А56-11169/01
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2001 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Зубаревой Н.А.,
при участии от муниципального образования "Сертолово" Ленинградской области Самохиной Н.В. (доверенность от 09.01.2002 N 08/05-07), от Управления записи актов гражданского состояния правительства Ленинградской области Гориновой Ю.Б. (доверенность от 14.01.2002 N 2-П),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2001 по делу N А56-11169/01 (судья Жбанов В.Б.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с муниципального образования "Сертолово" Ленинградской области (далее - МО "Сертолово") 105000 рублей штрафа за нарушение сроков сообщения налоговому органу о фактах регистрации рождения и смерти на основании пункта 1 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Управление записи актов гражданского состояния правительства Ленинградской области (далее - Управление ЗАГС).
Решением суда от 17.05.2001 установлено, что МО "Сертолово" не является организацией, обязанной в силу пункта 3 статьи 85 НК РФ сообщать сведения о фактах регистрации рождения и смерти, и на этом основании отказано в удовлетворении иска.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.08.2001 отменено решение суда первой инстанции от 17.05.2001 и дело направлено на новое рассмотрение.
Решением суда от 04.10.2001 в иске отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и удовлетворить иск, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права - положения пункта 3 статьи 85 НК РФ. Кроме того, по мнению налоговой инспекции, суд сделал неправильный вывод о том, что МО "Сертолово" является ненадлежащим ответчиком по делу.
Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако ее представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения МО "Сертолово" сроков представления сведений о регистрации актов гражданского состояния.
Выявив нарушение сроков представления таких сведений, установленных пунктом 3 статьи 85 НК РФ, налоговая инспекция 14.03.2001 вынесла следующие постановления:
NN 16/4684, 16/4683, 16/4682, 16/4681, 16/4680, 16/4679, 16/4678, 16/4677, 16/4676, 16/4675, 16/4673, 16/4672, 16/4671, 16/4670, 16/4669, 16/4668, 16/4667, 16/4666, 16/4665, 16/4664, 16/4663, 16/4662, 16/4661, 16/4660, 16/4659, 16/4658, 16/4657, 16/4656, 16/4655, 16/4654, 16/4653, 16/4652, 16/4651, 16/4650, 16/4627, 16/4626, 16/4625, 16/4624, 16/4623, 16/4622, 16/4621, 16/4619, 16/4618, 16/4617, 16/4616, 16/4615, 16/4609, 16/4608, 16/4607, 16/4606, 16/4605, 16/4604, 16/4603, 16/4602, 16/4601, 16/4600, 16/4599, 16/4598.
Указанными постановлениями налоговая инспекция привлекла администрацию МО "Сертолово" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129-1 НК РФ, в виде штрафа в общей сумме 105000 рублей и направила руководителю МО "Сертолово" требование от 27.03.2001 N 2597 об уплате указанного штрафа.
Требование ответчиком добровольно не исполнено, в связи с чем налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании указанного штрафа с МО "Сертолово".
Факт нарушения сроков сообщения сведений о регистрации актов гражданского состояния подтвержден материалами дела и ответчиками не оспаривается.
Отказывая в иске, суд первой инстанции в решении от 04.10.2001 обоснованно сослался на то, что муниципальные образования не вправе осуществлять государственную регистрацию актов гражданского состояния, а следовательно, не могут являться субъектом ответственности по статье 129-1 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15.11.97 N 143-ФЗ государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании названного Федерального закона.
Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 N 154-ФЗ установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Законом Ленинградской области от 31.12.99 N 65-ОЗ исключены полномочия администраций муниципальных образований по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ответчик как структурное подразделение администрации муниципального образования не наделен полномочиями осуществлять регистрацию актов гражданского состояния и, следовательно, не может нести ответственности за нарушение сроков представления в налоговый орган сведений о фактах рождения и смерти физических лиц, является обоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2001 по делу N А56-11169/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 января 2002 г. N А56-11169/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника