Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 апреля 2000 г. N А05-7133/99-390/7
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Ломакина С.А. и Шевченко А.В., при участии от открытого акционерного общества "Вельский ремонтно-механический завод" Усачева С.Н. (доверенность от 27.12.99),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вельский ремонтно-механический завод" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 16.02.2000 по делу N А05-7133/99-390/7 (судьи Сумарокова Т.Я., Трубина Н.Ю., Кузнецова О.В.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вельскому району Архангельской области (далее - ИМНС Вельского района) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Вельский ремонтно-механический завод" (далее - ОАО "Вельский РМЗ") о взыскании 59 203 рублей 61 копейки пеней за просрочку уплаты налогов за 1997-1998 годы, а также штрафных санкций в сумме 5 502 рублей и 12 000 рублей на основании статей 122 и 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) соответственно за правонарушения, совершенные истцом в период с 4-го квартала 1996 по 1-й квартал 1999 года включительно.
Решением от 07.12.99 суд взыскал с ООО "Вельский РМЗ" 5 502 рубля штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, отказав при этом во взыскании 12 000 рублей штрафа в порядке пункта 4 статьи 120 НК РФ, исключенного из НК РФ Федеральным законом Российской Федерации от 09.07.99 N 154-ФЗ. В части взыскания пеней суд оставил иск без рассмотрения, ссылаясь на пункт 4 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная инстанция постановлением от 16.02.2000 изменила решение суда от 07.12.99, взыскав с ответчика 59 203 рубля 61 копейку пеней, в остальной части обжалуемое решение оставила без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Вельский РМЗ" просит отменить постановление от 16.02.2000 и передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию суда. По мнению ответчика, апелляционная инстанция неправомерно взыскала пени, начисленные истцом за период с 01.10.96 по 31.05.99, который превышает пределы проверяемого налоговым органом периода, что является нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу ИМНС Вельского района, ссылаясь на несостоятельность ее доводов, просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, однако представитель ИМНС Вельского района в судебное заседание не явился, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ОАО "Вельский РМЗ" поддержал доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы ОАО "Вельский РМЗ", но считает, что обжалуемое постановление должно быть изменено по следующим основаниям.
Согласно акту от 01.06.99 ИМНС Вельского района провела комплексную выездную налоговую проверку соблюдения ОАО "Вельский РМЗ" налогового законодательства за 4-й квартал 1996 года, 1997-1998 годы и 1-й квартал 1999 года, в результате которой выявила ряд налоговых правонарушений, повлекших занижение в 1997 и 1998 годы валовой прибыли, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (далее - НДС), налога на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
По материалам проверки ИМНС Вельского района приняла решение от 29.06.99 N 106 о взыскании с ОАО "Вельский РМЗ" доначисленных сумм налогов за 1997-1998 годы и пеней за просрочку уплаты этих сумм, а также штрафных санкций на основании пункта 4 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 НК РФ, направив налогоплательщику требование от 29.06.99 N 199 об уплате начисленных сумм в срок до 09.07.99.
ОАО "Вельский РМЗ" в добровольном порядке уплатило только недоимки, в остальной части требование налогового органа не исполнило, в связи с чем ИМНС Вельского района 11.11.99 обратилась в суд с иском о взыскании с налогоплательщика штрафных санкций и пеней в соответствии с пунктами 3 и 9 статьи 46 НК РФ, предусматривающими такое обращение в суд, если в течение 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога и пеней налоговый орган не направил в банк инкассовые поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Поскольку ИМНС Вельского района в срок до 09.09.99 не направила в банк инкассовые поручения на списание суммы пеней со счета ответчика в бесспорном порядке, апелляционная инстанция правомерно изменила в этой части решение суда от 07.12.99 и рассмотрела по существу требование о взыскании пеней, взыскав с ОАО "Вельский РМЗ" в соответствующие бюджеты 59203 рубля 61 копейку пеней, начисленных истцом в соответствии с требованиями статьи 75 НК РФ.
Согласно указанной норме Налогового кодекса пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае нарушения им установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты причитающихся сумм налогов и сборов. При этом сумма пеней начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а следовательно, со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня и до дня фактической уплаты этого налога или сбора либо до дня выявления налоговым органом этой просрочки.
Статья 75 НК РФ не связывает порядок и период начисления пеней с периодом налоговой проверки, в результате которой выявлено правонарушение в виде несвоевременной уплаты налогов и сборов. Поэтому несостоятелен довод кассационной жалобы о том, что апелляционная инстанция неправомерно взыскала сумму пеней, начисленную за неполную уплату налогов в период до 31.05.99, в то время как проверка соблюдения ответчиком налогового законодательства проводилась истцом за период с 4-го квартала 1996 года по 1-й квартал 1999 года.
Однако, взыскивая с ОАО "Вельский РМЗ" пени в общей сумме 59 203 рублей 61 копейки, апелляционная инстанция при вынесении постановления от 16.02.2000 не приняла во внимание абзац 7 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 155-ФЗ, которым на период с 01.01.99 до 18.08.99 установлено ограничение размера суммы пеней, начисленных по недоимкам, образовавшимся до введения в действие части первой НК РФ, а именно: сумма начисленных пеней не может превышать для налогоплательщиков неуплаченную сумму налога.
Согласно акту проверки от 01.06.99 и решению ИМНС Вельского района от 29.06.99 N 106 недоимка по налогу на прибыль составляет 766 рублей, а начисленные с этой суммы пени - 147 рублей; недоимка по налогу на пользователей автодорог - 3 442 рубля 64 копейки, а пени - 3 362 рубля 50 копеек; недоимка по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - 1 726 рублей 52 копейки, а пени - 304 рубля 18 копеек, что соответствует требования указанной нормы Закона. Вместе с тем недоимка по НДС составляет 24 575 рублей, а начисленные с этой суммы пени - 55 389 рублей 93 копейки, что превышает законодательно установленный предел размера пеней, начисляемых в данном случае.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что обоснованное и законное по существу спора постановление апелляционной инстанции от 16.02.2000, но принятое без учета законодательно установленного ограничения размера начисленных за просрочку уплаты недоимки по налогу пеней, в соответствии с пунктом 4 статьи 175 АПК РФ подлежит изменению. Пени с ОАО "Вельский РМЗ" должны быть взысканы в общей сумме 28388 рублей 68 копеек, а в остальной части требование о взыскании пеней удовлетворению не подлежит.
Не ограничиваясь доводами кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа проверил обжалуемое постановление полностью и считает, что в остальной части оно должно быть оставлено без изменения как законное и обоснованное.
С учетом изменения постановления апелляционной инстанции от 16.02.2000 и в соответствии со статьями 91, 92 и 95 АПК РФ ответчику следует возвратить из бюджета 666 рублей 30 копеек государственной пошлины за рассмотрение дела в апелляционной инстанции суда.
Руководствуясь статьей 174, пунктами 1 и 4 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 16.02.2000 по делу N А05-7133/99-390/7 изменить в части взыскания с открытого акционерного общества "Вельский ремонтно-механический завод" 59 203 рублей 61 копейки пеней.
Взыскать с открытого акционерного общества "Вельский ремонтно-механический завод" 28 388 рублей 68 копеек пеней.
В иске о взыскании 30 814 рублей 93 копеек пеней отказать.
В остальной части постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Вельский ремонтно-механический завод" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 666 рублей 30 копеек.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2000 г. N А05-7133/99-390/7
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника