Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 марта 2005 г. N А13-10351/04-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Тарасюка И.М., Чертилиной З.А.,
рассмотрев 15.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 13.10.2004 (судья Романова А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 26.11.2004 (судьи Сальников Е.Г., Писарева О.Г., Шумилова Л.Ф.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-10351/04-20,
установил:
Открытое акционерное общество "Вологдаэнерго" (далее - ОАО "Вологдаэнерго") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Управлению Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Вологодской области, Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин) о взыскании 33 324 руб. 19 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления с марта по декабрь 2003 года льгот по оплате электроэнергии многодетным семьям Сокольского муниципального района Вологодской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ Президента РФ).
Решением от 13.10.2004 исковые требования ОАО "Вологдаэнерго" удовлетворены полностью путем взыскания с Минфина за счет казны Российской Федерации 33 324 руб. 19 коп. В иске к Управлению Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Вологодской области отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.11.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить обжалуемые судебные акты как принятые с нарушением норм материального права, в иске к Минфину отказать. По мнению подателя жалобы, предоставив льготу многодетным семьям своим постановлением от 01.07.1992 N 325, администрация Вологодской области приняла на себя обязательства по финансированию расходов, возникших от предоставления льгот, за счет средств бюджета Вологодской области.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Вологдаэнерго" считает доводы Минфина необоснованными и просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, с марта по декабрь 2003 года ОАО "Вологдаэнерго" в соответствии с Указом Президента РФ при взимании платы за электроэнергию учитывало льготу в размере 30%, предусмотренную для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Сокольского муниципального района Вологодской области. С учетом названных обстоятельств у истца возникли дополнительные расходы в размере 33 324 руб. 19 коп.
Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручено установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Согласно пункту 3 названного Указа Минфину совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок было поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.
В соответствии с пунктом 2 совместного письма от 29.06.1992 Минфина и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 51/1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" предоставление многодетным семьям скидок по оплате электроэнергии производится за счет средств местных бюджетов.
Пункт 2 названного письма решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 признан недействующим.
Кассационная инстанция согласна с выводом суда о необходимости взыскания расходов истца, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям, за счет казны Российской Федерации.
При этом довод подателя жалобы о том, что администрация Вологодской области обязана возмещать расходы истца, поскольку приняла постановление от 01.07.1992 N 325 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", не принимается, поскольку, исходя из статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и статьи 9 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", разделение полномочий Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее решение.
Решение о предоставлении спорной льготы принято на федеральном уровне Указом Президента Российской Федерации.
Более того, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Не принимается также и довод подателя жалобы о том, что органы местного самоуправления обязаны компенсировать убытки истца за счет местных бюджетов, так как согласно пунктам 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", а также пункту 5 статьи 4, статье 38 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления может быть возложена ответственность за неисполнение федеральных законов только в том случае, если одновременно с наделением полномочий Российской Федерации им переданы материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления указанных полномочий.
Материалами дела не подтверждено, что Вологодской области и Сокольскому муниципальному району Вологодской области передавались денежные средства из федерального бюджета на финансирование расходов по реализации Указа Президента РФ.
В законах о федеральных бюджетах на 2003 год денежные средства на компенсацию рассматриваемых расходов не планировались.
Довод подателя жалобы о том, что до вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 следовало применять пункт 2 совместного письма Минфина и Министерства социальной защиты Российской Федерации от 29.06.1992 N 51/1-2359-18, является несостоятельным, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, он противоречил федеральным законам и нарушал права местного самоуправления, поэтому не подлежал применению.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 13.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.11.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-10351/04-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2005 г. N А13-10351/04-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника