Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 марта 2005 г. N А05-13830/04-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Тарасюка И.М., Чертилиной З.А.,
рассмотрев 15.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.11.2004 по делу N А05-13830/04-23 (судья Гуляева И.С.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" в лице Вельского узла связи филиала "Артелеком Архангельской области" (далее - ОАО "Северо-Западный Телеком") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Министерству труда и социального развития Российской Федерации (далее - Минтруда РФ), Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области, Управлению социальной защиты населения администрации Архангельской области, муниципальному образованию "Виноградовский район" в лице Отдела социальной защиты населения и финансово-экономического управления (далее - МО "Виноградовский район") о взыскании 141 176 руб. убытков, образовавшихся в результате предоставления инвалидам 50-процентной скидки по абонентской плате за услуги электросвязи за период с июля по декабрь 2003 года во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Решением от 18.11.2004 исковые требования удовлетворены частично путем взыскания с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет ее казны 117 646 руб. 67 коп. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, вина Минфина РФ отсутствует, так как оно полностью выполнило свои бюджетные обязательства.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Как следует из материалов дела, истцом с июля по декабрь 2003 года в соответствии со статьей 28 Закона были предоставлены льготы инвалидам по оплате услуг связи в сумме 141 176 руб. (в том числе налог на добавленную стоимость 23 529 руб. 33 коп.). Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 4 названного Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
В соответствии со статьей 28 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования этой льготы Законом не определен.
Судом обеих инстанций установлено, что согласно статье 52 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" в составе расходов федерального бюджета предусмотрен Фонд компенсаций. Согласно статье 53 этого же Закона Архангельской области на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено выделение субсидий из Фонда компенсаций в сумме 90 613 тыс. руб.
Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536. В соответствии с указанным Порядком средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином РФ на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение средств на реализацию Закона осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Указанные денежные средства получены Архангельской областью и в полном объеме перечислены муниципальным образованиям, в том числе МО "Виноградовский район" перечислено 40 000 руб., которое в свою очередь в полном объеме перечислило их предприятиям и организациям - поставщикам услуг, в том числе и истцу.
В силу Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (далее - Правила) (действие которых продлено на 2001, 2002, 2003 год), финансирование этих расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруда России в финансовом" году. Как установлено судом первой инстанции, средства федерального бюджета выделены Минтруда России в 2003 году на реализацию льгот, установленных Законом, в части возмещения расходов операторам связи в размере, значительно меньшем потребности, и израсходованы полностью.
Объем оказанных услуг ответчиками не оспаривается и подтверждается имеющимися в материалах дела актами сверки.
Довод Минфина РФ о том, что он свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот, выполнил, не может быть принят судом кассационной инстанции, поскольку Минфином РФ не представлены доказательства выделения из федерального бюджета бюджету Архангельской области, субсидии на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере.
Не может быть принят также и довод Минфина РФ о том, что суд не определил вины Российской Федерации в возникновении у истца убытков, так как правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и производящими выплаты уполномоченными государством органами, не являются гражданско-правовыми, а относятся к публичным. Следовательно, компенсация неполученных доходов организации (предприятию), оказывающей услуги льготным категориям граждан, не может быть поставлена в зависимость лишь от вины производящего выплаты уполномоченного государством органа.
Кассационная инстанция считает правомерным отказ в иске в части взыскания налога на добавленную стоимость.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.11.2004 по делу N А05-13830/04-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2005 г. N А05-13830/04-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника