Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 апреля 2005 г. N А26-11610/04-28
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Абакумовой И.Д., Корпусовой О.А., при участии от открытого акционерного общества "Строительная компания "Век" Бушмакина Д.В. (доверенность от 17.11.04),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.12.04 по делу N А26-11610/04-28 (судья Кохвакко В.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Строительная компания "Век" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску, правопреемником которой является Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Петрозаводску (далее - налоговая инспекция), от 03.09.04 N 4.4-14/311 и требования N 4.4-14/311 об уплате налога по состоянию на 03.09.04.
Решением суда от 17.12.04 заявленные требования удовлетворены полностью. Решение и требование налоговой инспекции признаны судом недействительными. Суд обязал налоговую инспекцию возвратить Обществу 175 719 рублей излишне уплаченного налога на прибыль за 2001 год.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить решение суда без изменения.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленного Обществом измененного расчета налога от фактической прибыли за 2001 год, о чем составлен акт от 02.08.04 N 4.4-13/249. По результатам проверки вынесено решение от 03.09.04 N 4.4-14/311 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности и доначислении 249 777 рублей налога на прибыль и 5 669 рублей дополнительных платежей. На основании решения налоговая инспекция направила Обществу требование об уплате налога от 03.09.04 N 4.4-14/311.
Налоговая инспекция признала неправомерным применение Обществом льготы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", указав, что затраты на финансирование капитальных вложений производились не за счет прибыли текущего года, остающейся в распоряжении предприятия.
Общество, считая, что решение налогового органа незаконно и ограничивает его право на применение льготы по налогу на прибыль, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 названного кодекса состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. Названной нормой закона не установлено, что в целях применения этой льготы затраты на финансирование капитальных вложений производственного назначения могут быть произведены только за счет чистой прибыли текущего года и что для указанных целей не может быть использована чистая нераспределенная прибыль предыдущего года.
Кроме того, наряду с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" действует льгота, установленная статьей 5 Закона Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В этой статье предусмотрено, что предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, освобождаются от уплаты налогов на часть прибыли (дохода), направляемую на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения.
Льгота, установленная статьей 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", направлена на поддержку предприятий, расположенных и осуществляющих свою деятельность в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В названной норме нет указания на то, что эта льгота применяется с учетом положений статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Не содержится в ней и каких-либо ограничений (условий) по ее применению.
В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 разъяснено, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо оттого, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Следовательно, относясь к предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Общество вправе воспользоваться льготой по налогу на прибыль, установленной и статьей 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Эта льгота является самостоятельной дополнительной налоговой льготой в отношении организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ограничения, установленные подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действующие только в отношении льготы, предусмотренной этим законом, не распространяются на льготы по налогу на прибыль, установленные иными актами законодательства о налогах и сборах, в частности статьей 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Вместе с тем, суд первой инстанции сделал вывод о том, что налоговая инспекция не доказала факт того, что затраты на финансирование капитальных вложений производились не за счет прибыли текущего года, остающейся в распоряжении предприятия. В кассационной жалобе налоговая инспекция не опровергает этот вывод суда.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.12.04 по делу N А26-11610/04-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Петрозаводску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 апреля 2005 г. N А26-11610/04-28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника