Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 мая 2005 г. N А05-18056/04-10
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И,
рассмотрев 03.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.12.2004 по делу N А05-18056/04-10 (судья Пигурнова Н.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ягры" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 12.10.2004 N 18-23/10695 об уплате 1 006 289 руб. налога на прибыль за 2003 год.
Решением суда от 27.12.2004 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Судом кассационной инстанции в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией налоговых органов произведена замена Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на Инспекцию Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда от 27.12.2004 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество необоснованно пользовалось льготой по налогу на прибыль в 2003 году, предусмотренной пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль), поскольку деятельность налогоплательщика не отвечает требованиям главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Инспекция считает, что в соответствии со статьей 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к льготной категории сельскохозяйственных производителей относятся лишь те организации, которые занимаются выращиванием рыбы, а не ее добычей.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 19.08.2004 представило в Инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2003 год. Инспекция провела камеральную проверку представленной декларации, по результатам которой составлен акт от 26.08.2004 N 17-23/13-3187 и принято решение от 12.10.2004 N 18-23/10695 об отказе в привлечении заявителя к ответственности за нарушение налогового законодательства. Названным решением налоговый орган доначислил Обществу 1 006 289 руб. налога на прибыль за 2003 год и предложил внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Основанием для принятия Инспекцией названного решения послужил ее вывод о неправомерном использовании Обществом льготы по налогу на прибыль, установленной пунктом 5 статьи 1 Закона о налоге на прибыль, так как с 01.01.2002 деятельность заявителя не отвечает требованиям пункта 1 статьи 346.1 НК РФ. Налоговый орган указал на то, что положения статьи 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, устанавливающие порядок действия льготы по налогу на прибыль для сельскохозяйственных производителей, применяются только к организациям, деятельность которых отвечает требованиям главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании принятого решения Обществу направлено требование от 12.10.2004 N 18-23/10695 об уплате 1 006 289 руб. налога на прибыль в срок до 10 дней с момента получения данного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного требования налогового органа недействительным.
Удовлетворяя требования заявителя, суд признал за ним право на пользование льготой по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона о налоге на прибыль.
Суд кассационной инстанции считает такой вывод правильным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона о налоге на прибыль не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (в редакции Федерального закона от 29.12.2001 N 187-ФЗ) предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 1 Закона о налоге на прибыль порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли, от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от налога на прибыль действует в течение трех лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Из приведенных норм права следует, что система налогообложения прибыли, установленная пунктом 5 статьи 1 Закона о налоге на прибыль, сохраняется для сельскохозяйственных предприятий, не являющихся предприятиями индустриального типа, впредь до перевода таких предприятий на специальный налоговый режим для сельскохозяйственных предприятий.
Судом установлено, что Общество в 2003 году не переведено на специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации, для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Согласно письму Департамента агропромышленного комплекса администрации Архангельской области от 13.07.2004 N 03-05-126 по состоянию на 13.07.2004 перечень сельскохозяйственных предприятий индустриального типа Архангельским областным собранием депутатов не утвержден (лист дела 61).
Следовательно, для Общества, которое не отнесено к предприятиям индустриального типа и не переведено на уплату единого сельскохозяйственного налога, сохраняется льгота по налогу на прибыль, установленная пунктом 5 статьи 1 Закона о налоге на прибыль.
Судом установлено и налоговым органом не оспаривается, что в проверенный период Общество осуществляло добычу, переработку и реализацию рыбы. Материалами дела подтверждается, что выручка от реализации рыбной продукции составила 99, 89 процентов от общего объема выручки.
Согласно коду 98 9934 общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 30.12.1993 N 301, вылов рыбы и других биологических ресурсов отнесен к классу продукции животноводства.
Таким образом, в данном случае реализация добытой рыбной продукции и продуктов ее переработки является деятельностью по производству и реализации сельскохозяйственной продукции и, следовательно, прибыль от такой деятельности освобождается от налогообложения в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона о налоге на прибыль.
Довод налогового органа о том, что статус Общества не отвечает критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, установленным статьей 346.2 НК РФ, отклоняется, поскольку в проверенный период продолжала действовать льгота, предусмотренная пунктом 5 статьи 1 Закона о налоге на прибыль.
Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Общество правомерно использовало льготу, предусмотренную пунктом 5 статьи 1 Закона о налоге на прибыль, в связи с чем оспариваемое требование налогового органа об уплате 1 006 289 руб. налога на прибыль правильно признано судом недействительным.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.12.2004 по делу N А05-18056/04-10 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А.Ломакин |
Л.И.Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 мая 2005 г. N А05-18056/04-10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника