Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 апреля 2005 г. N А52/6551/2004/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н., при участии от закрытого акционерного общества "Завод электротехнического оборудования" Рябцевой Т.В. (доверенность от 09.07.2004) и Никитиной Я.Б. (доверенность от 29.11.2004), от Государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Пыхтиной И.А. (доверенность от 14.04.2005 N 01-08/05/857),
рассмотрев 20.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Завод электротехнического оборудования" на решение Арбитражного суда Псковской области от 24.12.2004 по делу N А52/6551/2004/2 (судья Орлов В.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Завод электротехнического оборудования" (далее - Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение фонда, страховщик) от 17.05.2004 N 4-36/14/2645 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на 2004 год.
Решением суда первой инстанции от 24.12.2004 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное им требование, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 13.05.2004 Общество обратилось в Отделение фонда с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на 2004 год (л.д. 40).
По результатам рассмотрения заявления Общества Отделением фонда вынесено решение от 17.05.2004 N 4-36/14/2645 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на 2004 год. Отказ мотивирован наличием у Общества просроченной задолженности по страховым взносам в сумме 13 652 руб. на последнюю отчетную дату - 01.04.2004 и невыполнение тем самым одного из условий предоставления скидки, установленных в пункте 6 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652. Вывод о наличии задолженности сделан на основании представленной Обществом расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма - 4 ФСС РФ).
В июле 2004 года Общество вновь обратилось в Отделение фонда с заявлением от 21.07.2004 N 01/36-3 (л.д. 9) о представлении скидки к страховому тарифу на 2004 год, ссылаясь на то, что решением Арбитражного суда Псковской области от 14.07.2004 по делу N А52/2610/2004/4 подтверждено отсутствие у страхователя задолженности по состоянию на 01.04.2004 в сумме 13 652 руб.
В письме от 22.09.2004 (л.д.10) Отделение фонда подтвердило законность ранее принятого им решения от 17.05.2004 N 4-36/14/2645, сославшись на нарушение Обществом иного условия ее предоставления: несвоевременную уплату Обществом в течение 2003 года текущих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, что препятствует предоставлению скидки.
Общество, считая решение от 17.05.2004 N 4-36/14/2645 незаконным исходя из приведенных в нем оснований отказа в предоставлении скидки, оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции отказал Обществу в признании недействительным решения Отделения фонда от 17.05.2004.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает такое решение суда не соответствующим нормам материального и процессуального права, а также материалам дела.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховщик имеет право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки зависит от состояния охраны труда у страхователя, его расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, утвержденного для соответствующей отрасли (подотрасли) экономики.
Названные скидки и надбавки устанавливаются страховщиком в пределах страховых взносов, указанных в соответствующем разделе доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого федеральным законом.
Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 (далее - Правила установления скидок и надбавок к страховым тарифам). Во исполнение названных Правил постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11 утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а постановлением от 22.03.2002 N 32 - Порядок представления страхователями сведений для установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно пункту 3 названных Правил размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Одновременно в пункте 5 оговорено, что скидка или надбавка устанавливается страховщиком в случае, если указанные в пункте 3 Правил показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по отрасли (подотрасли), которой соответствует основной вид деятельности страхователя.
В соответствии с пунктом 6 Правил установления скидок и надбавок к страховым тарифам условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении скидки являются:
- осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее чем 3 года с момента его государственной регистрации;
- своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
- отсутствие задолженности по страховым взносам.
Решением Отделения фонда от 17.05.2004 N 4-36/14/2645, оспариваемым Обществом по данному делу, страхователю отказано в установлении скидки на 2004 год к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях по мотиву наличия у Общества просроченной задолженности по страховым взносам в сумме 13 652 руб. на последнюю отчетную дату - 01.04.2004.
Иных оснований отказа решение Отделения фонда не содержит.
Однако решением Арбитражного суда Псковской области от 14.07.2004 по делу N А52/2610/2004/4 подтверждено отсутствие у Общества задолженности по состоянию на 01.04.2004 в сумме 13 652 руб. Этот факт, установленный вступившим в законную силу решением суда по спору между теми же сторонами, в силу положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного дела.
Следовательно, отказ по основанию, указанному в оспариваемом решении Отделения фонда, является неправомерным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
Учитывая изложенное, а также основания и предмет, указанные Обществом в поданном в суд заявлении, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании недействительным решения Отделения фонда от 17.05.2004 N 4-36/14/2645, а потому решение суда подлежит отмене, а решение Отделения фонда от 17.05.2004 N 4-36/14/2645 - признанию недействительным.
Признание оспариваемого ненормативного акта недействительным является основанием в силу положений пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для возложения на Отделение фонда обязанности устранить нарушенные признанным судом недействительным актом прав и законных интересов заявителя. Поскольку при вынесении оспоренного Обществом решения не было проверено соблюдение Обществом всех предусмотренных Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652, условий предоставления скидок, кассационной инстанцией избран следующий способ восстановления нарушенных прав Общества. На Отделение фонда возлагается обязанность рассмотреть в 15-дневный срок с момента получения данного постановления заявление Общества о предоставлении скидки с учетом условий ее предоставления, установленных вышеназванными Правилами.
Принимая во внимание результат рассмотрения дела, ЗАО "Завод электротехнического оборудования" подлежит возврату из бюджета 2000 руб. госпошлины, уплаченной за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 24.12.2004 по делу N А52/6551/2004/2 отменить.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.05.2004 N 4-36/14/2645.
Устранить нарушения прав закрытого акционерного общества "Завод электротехнического оборудования" путем возложения на Государственное учреждение - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности рассмотреть в 15-дневный срок с момента получения данного постановления заявление Общества о предоставлении скидки с учетом условии ее предоставления, установленных Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Завод электротехнического оборудования" из федерального бюджета 2000 руб. госпошлины, уплаченной за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 апреля 2005 г. N А52/6551/2004/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника