Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 апреля 2005 г. N А42-3715/04-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М.,
судей Кустова А.А., Сосниной О.Г.,
рассмотрев 14.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Мурманской области на решение от 21.09.2004 (судья Романова А.А.) и постановление апелляционной инстанции от 19.01.2005 (судьи Сачкова Н.В., Быкова Н.В., Каширская С.Г.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-3715/04-26,
установил:
Военный прокурор Северного флота (далее - Прокурор) в интересах Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Мурманской области (далее - Инспекция) от 15.12.2002 N 3886-юр о государственной регистрации войсковой части 90810 (далее - в/ч 90810, войсковая часть) в качестве юридического лица, признании незаконными действий Инспекции по включению в/ч 90810 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и обязании внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.
Решением от 21.09.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.01.2005, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд посчитал, что, поскольку в/ч 90810 не обладает признаками юридического лица, у Инспекции отсутствовали правовые основания для принятия решения о государственной регистрации войсковой части в качестве юридического лица и включения ее в ЕГРЮЛ.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права. По мнению подателя жалобы, в/ч 90810 обладает признаками, позволяющими считать ее юридическим лицом, в связи с чем правовых оснований для отказа в государственной регистрации не имелось.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции не явились, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в/ч 90810 сформирована 01.08.1978 на основании директивы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 11.07.1978 N 730/1/00521 и подчинена начальнику Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота.
Ответчиком 15.12.2002 в ЕГРЮЛ внесена запись о в/ч 90810 как о юридическом лице, о чем выдано свидетельство.
Кассационная инстанция полагает, что государственная регистрация войсковой части в качестве юридического лица произведена незаконно, по следующим основаниям.
Согласно статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Имущество находится у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления и относится исключительно к федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что имущество передано в/ч 90810 для осуществления возложенных на нее задач государственным учреждением "1973 Отделение морской инженерной службы", которое является юридическим лицом и владеет имуществом на праве оперативного управления по договору с Комитетом имущественных отношений Мурманской области от 13.11.2002. Следовательно, в/ч 90810 не может распоряжаться и отвечать по своим обязательствам находящимся в ее пользовании имуществом.
Пунктом 1 статьи 52 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида.
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 N 1357 вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны РФ относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации.
Решения о придании войсковой части 90810 статуса юридического лица Минобороны Российской Федерации не принимало. В Положении о в/ч 90810, разработанном во исполнение директивы Главнокомандующего военно-морского флота Российской Федерации от 14.02.2002 N ДФ-8, отсутствуют сведения о наделении воинской части статусом юридического лица. Какого-либо общего положения о воинских частях как юридических лицах также не существует.
Кроме того, войсковая часть 90810 финансируется из федерального бюджета и не может по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что решение Инспекции от 15.12.2002 N 3886-юр и внесение в/ч 90810 в ЕГРЮЛ противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Минобороны РФ.
Суд дал обоснованную оценку всем доводам, приведенным ответчиком по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе. В ней ответчик, по существу, повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
Руководствуясь статьями 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 21.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 19.01.2005 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-3715/04-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2005 г. N А42-3715/04-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника