Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 апреля 2005 г. N А13-8545/04-04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Кирилловой И.И. и Тарасюка И.М.,
рассмотрев 12.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 15.11.2004 (судья Кургин А.Ф.) и постановление апелляционной инстанции от 12.01.2005 (судьи Левичева С.А., Романова А.В., Лемешов В.В.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-8545/04-04,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Череповецкая автоколонна N 1456" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Череповецкого района (далее - Администрация) о взыскании 224 300 руб. расходов, связанных с предоставлением в 2003 году гражданам льгот, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Определением от 21.09.2004 суд в порядке статей 46 и 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произвел замену ответчика надлежащим ответчиком - муниципальным образованием "Череповецкий муниципальный район Вологодской области" в лице его администрации. К участию в деле в качестве других ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин) и Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов).
Решением от 15.11.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.01.2005, исковые требования полностью удовлетворены за счет казны Российской Федерации. В иске к другим ответчикам отказано.
В кассационной жалобе Минфин просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, в иске отказать.
Как указывает податель жалобы, суд необоснованно не принял во внимание то, что Минфин полностью исполнил свои обязанности по перечислению средств федерального бюджета для финансирования льгот, предусмотренных Законом, а также то, что выделенные Вологодской области на реализацию Закона средства не были полностью использованы.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте его слушания, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно статье 30 Закона дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов власти.
Истец, являясь предприятием, осуществляющим транспортное обслуживание населения, ссылаясь на частичное возмещение ему расходов, связанных с перевозкой инвалидов, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая во внимание, что источник финансирования расходов по оплате услуг по бесплатному проезду инвалидов нормативными правовыми актами не определен и Минфином не представлены доказательства о выделении Вологодской области денежных средств, достаточных для возмещения в полном объеме расходов, понесенных транспортными организациями по перевозке инвалидов, суд правомерно в иске к муниципальному образованию "Череповецкий муниципальный район Вологодской области" и Вологодской области отказал.
Довод Минфина о наличии на счетах Вологодской области остатков денежных средств федерального бюджета, которые могли быть перераспределены на покрытие расходов по перевозке инвалидов общественным транспортом, является несостоятельным, так как в соответствии со статьей 60 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" не использованные в 2003 году целевые средства, переданные из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, подлежат использованию в 2004 году на те же цели со счетов по учету бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, открытых в органах федерального казначейства.
Следовательно, остатки денежных средств, числящиеся на счетах муниципальных образований, могут быть использованы на погашение расходов, понесенных транспортными организациями в 2004 году.
При вынесении решения об удовлетворении требований Предприятия за счет казны Российской Федерации суд исходил из того, что истец предоставил в 2003 году предусмотренные Законом льготы отдельным категориям граждан, в результате чего понес расходы в сумме 224 300 руб.
Между тем требования истца подтверждены лишь актом сверки, подписанным директором Предприятия и главой Администрации, подтверждающим наличие у последней задолженности в названной сумме.
Документы, послужившие основанием для составления указанного акта, и иные доказательства, подтверждающие факт предоставления льгот, предусмотренных Законом, и несение истцом расходов в указанном им размере, в деле отсутствуют.
С учетом изложенного судебные акты в части взыскания с Минфина за счет казны Российской Федерации 224 300 руб., как не соответствующие имеющимся в деле доказательствам, подлежат отмене, а дело в этой части - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит истребовать у истца доказательства, подтверждающие его требования по размеру; оценить представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ; при принятии решения по делу распределить судебные расходы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.01.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-8545/04-04 отменить в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия "Череповецкая автоколонна N 1456" 224 300 рублей компенсационных расходов.
Дело в этой части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части названные решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2005 г. N А13-8545/04-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника