Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 апреля 2000 г. N А26-4126/99-02-08/108
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Ломакина С.А., судей Зубаревой Н.А., Шевченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сортавале на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2000 по делу N А26-4126/99-02-08/108 (судья Кохвакко В.В.),
установил:
Акционерное общество закрытого типа "Кааламский" в лице конкурсного управляющего (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сортавале (далее - ответчик, налоговая инспекция) о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 19.10.99 NN 333, 334, 335 на общую сумму 133365 рублей, выставленных на расчетный счет истца как не соответствующих положениям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон).
Решением от 13.01.2000 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение в части определения очередности уплаты спорных налогов и принять новое решение, указывая на неправильное применение норм материального права.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители истца в суд не явились, налоговая инспекция просила рассмотреть жалобу без участия своего представителя, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
В суде первой инстанции представитель истца пояснил, что суммы налогов, определенные истцом на основании расчетов (133157 рублей - налог на имущество, 105 рублей - налог с продаж, 103 рубля - налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы) за время с начала налогового периода (01.04.99) до момента открытия конкурсного производства по решению суда (19.05.99), включены на основании требования налоговой инспекции от 15.09.99 N 420 (л.д. 26) в реестр подлежащих удовлетворению требований кредиторов в четвертую очередь. В сумму требований налоговой инспекции от 12.07.99 (л.д. 8) указанные суммы не вошли, так как без предъявления расчетов должника налоговая инспекция самостоятельно расчеты не делала.
По мнению налоговой инспекции, несмотря на то что обязательства у истца по оспариваемым суммам налогов возникли до открытия конкурсного производства по делу о банкротстве АОЗТ "Кааламский", обязанность по уплате налогов возникла после сдачи расчетов, то есть после открытия конкурсного производства, и обязательства по уплате указанных сумм налогов на общую сумму 133365 рублей должны удовлетворяться в соответствии с пунктом 1 статьи 106 Федерального закона во внеочередном порядке.
Из материалов дела видно, что решением Арбитражного суда Республики Карелия от 19.05.99 по делу N А26-60/99-02-03/6 (л.д. 35) АОЗТ "Кааламский" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением этого же суда по указанному делу от 03.06.99 (л.д. 36) назначен конкурсный управляющий.
Уведомлением от 21.05.99 конкурсный управляющий предложил налоговой инспекции предъявить свои требования к должнику (л.д. 21).
Налоговая инспекция направила истцу требования от 12.07.99 (л.д. 8) по состоянию на 19.05.99, которые были включены в реестр требований кредиторов: в четвертую очередь - недоимки, в пятую - штрафы и пени (л.д. 15-18).
Истец 16.07.99 представил в налоговую инспекцию расчеты (л.д. 23-25) по налогам на имущество, с продаж и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы на общую сумму 133365 рублей за 2-й квартал 1999 года - с 01.04.99 по день открытия конкурсного производства (19.05.99).
Налоговая инспекция, считая, что с момента сдачи расчетов у истца возникла обязанность по уплате указанных сумм налогов, которые подлежат уплате во внеочередном порядке в соответствии с пунктом 1 статьи 106 Федерального закона, направила истцу требование от 16.09.99 N 420 на общую сумму 133897 рублей об уплате недоимок по налогам в срок до 26.09.99.
В связи с неисполнением указанного требования налоговая инспекция выставила 19.10.99 на расчетный счет истца инкассовые поручения NN 333, 334, 335 на общую сумму 133365 рублей, которые не исполнены из-за отсутствия денежных средств на счете истца.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Федерального закона с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства; исполнение обязательств должника допускается в случаях и порядке, установленных главой VI "Конкурсное производство".
Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена статьей 106 Федерального закона.
Каких-либо исключений для бесспорного списания со счета должника-банкрота недоимок по налогам, обязательства по уплате которых возникли до открытия конкурсного производства, указанный закон не содержит.
Таким образом, требования об уплате недоимок по налогам могут быть заявлены только в рамках конкурсного производства, с соблюдением установленного Федеральным законом порядка.
Суд правильно указал, что требования об уплате сумм налогов 133365 рублей относятся к четвертой очереди в соответствии с пунктом 2 статьи 106 и пунктом 2 статьи 110 Федерального закона.
Довод налоговой инспекции о том, что недоимки по вышеуказанным налогам по расчетам от 16.07.99 должны выплачиваться вне очереди как возникшие в период конкурсного производства, правомерно не принят во внимание судом первой инстанции, поскольку обязательства по уплате этих налогов возникли до открытия конкурсного производства и налоги исчислены за период с 01.04.99 по 19.05.99.
Решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2000 по делу N А26-4126/99-02-08/108 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сортавале - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2000 г. N А26-4126/99-02-08/108
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника