Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 августа 2001 г. N 1642
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Михайловской Е.А., судей Марьянковой Н.В., Матлиной Е.О.,
при участии от Каменского лесхоза - директора Дмитриева А.М., Казновой Н.Н. (доверенность от 03.01.2001), Трусова Е.И. (доверенность от 10.08.2001 N 263), Барышкова В.В. (доверенность от 10.08.2001 N 262),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУ "Кувшиновский сельский лесхоз" на решение от 10.05.2001 (судья Нофал Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 05.07.2001 (судьи Жукова В.В., Истомина О.Л., Куров О.Е.) Арбитражного суда Тверской области по делу N 1642,
установил:
Государственное учреждение "Кувшиновский сельский лесхоз" (далее - Кувшиновский сельлесхоз) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к Каменскому лесхозу о взыскании 23441 руб. 22 коп. ущерба, причиненного лесному хозяйству незаконной рубкой леса на участке лесного фонда сельскохозяйственного производственного кооператива "Бор" (далее - СПК "Бор").
Определением от 02.04.2001 суд в качестве третьего лица на стороне истца привлек к участию в деле Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Решением от 10.05.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.07.2001, в иске отказано.
В кассационной жалобе Кувшиновский сельлесхоз просит решение и постановление отменить, исковые требования удовлетворить. По мнению подателя жалобы, поскольку ему на праве оперативного управления были переданы Министерством сельского хозяйства Российской Федерации участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, между ним и СПК "Бор" заключен договор безвозмездного пользования участком лесного фонда и у Кувшиновского сельлесхоза находится лесоустроительная документация на спорный участок лесного фонда, то ответчик не вправе был выписывать лесорубочный билет и производить на его основании санитарные рубки в границах лесного фонда Кувшиновского сельлесхоза.
В отзыве на кассационную жалобу Каменский лесхоз просил судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не согласилось с выводами суда и просило судебные акты отменить, а исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представители Каменского лесхоза возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Кувшиновский сельлесхоз и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Каменский лесхоз на территории лесов сельскохозяйственного производственного кооператива "Бор" в квартале 30 литер З произвел рубку деревьев в количестве 158 штук на основании лесорубочного билета N 3 от 29.01.2001, выданного им самим на проведение сплошной санитарной рубки.
Кувшиновский сельлесхоз, полагая произведенную в соответствии с указанным лесорубочным билетом рубку незаконной, составил протокол о лесонарушении от 13.02.2001 и обратился к Каменскому лесхозу с иском о взыскании ущерба, причиненного лесному хозяйству незаконной рубкой леса.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что действующим в настоящее время законодательством на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не возложено полномочий по выдаче лесорубочных билетов.
В соответствии со статьей 42 Лесного кодекса Российской Федерации лесорубочный билет выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.
Согласно статье 51 того же кодекса государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии с ранее действовавшим законодательством, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации "О специально уполномоченных государственных органах управления в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов" от 03.07.97 N 804 специально уполномоченными государственными органами управления в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов являлись два органа - Федеральная служба лесного хозяйства и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Полномочия и специализация указанных органов в этой области были определены соответствующими положениями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.98 N 1090 утверждено положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, анализ которого позволяет сделать вывод о том, что допускалась выдача лесорубочных билетов территориальными органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
В настоящее время согласно Указу Президента Российской Федерации "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 17.05.2000 N 867 (в редакции Указов Президента Российской Федерации от 20.09.2000 N 1678, от 01.12.2000 N 1953) Федеральная служба лесного хозяйства России упразднена и ее функции переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации, а Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации преобразовано в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726 утверждено новое Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, согласно подпункту 47 пункта 6 которого министерство и его территориальные органы обеспечивают выдачу в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации разрешительных документов на право лесопользования, устанавливают формы лесорубочного билета, ордера, лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю.
Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 N 901, названному министерству и его территориальным органам не предоставлено право выдачи лесорубочного билета.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд, признав правомерной выдачу лесорубочного билета N 3 от 29.01.2001 и установив, что сплошная санитарная рубка леса произведена Каменским лесхозом в соответствии с действующим законодательством, пришел к правильному выводу об отказе Кувшиновскому сельлесхозу в удовлетворении исковых требований.
Довод подателя жалобы о том, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации передало ему на праве оперативного управления участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, противоречит статьям 36, 130 Лесного кодекса Российской Федерации и Положению о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.98 N 224.
Таким образом, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь статьями 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.05.2001 и постановление апелляционной инстанции от 05.07.2001 Арбитражного суда Тверской области по делу N 1642 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения "Кувшиновский сельский лесхоз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Е.О. Матлина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 августа 2001 г. N 1642
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника