Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 мая 2005 г. N А66-5004/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Корабухиной Л.И. и Ломакина С.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Тверской области Горячева А.В. (доверенность от 21.01.05 N 12),
рассмотрев 26.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 31.12.04 по делу N А66-5004/2004 (судья Белов О.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Тверской области (в настоящее время Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Тверской области, далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с медицинского вытрезвителя при государственном учреждении отделе внутренних дел города Торжка и района Тверской области (далее - Учреждение) 1676 руб. штрафа за неуплату налога с продаж за 2002-2003 годы.
Решением суда от 31.12.04 Инспекции отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 31.12.04, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что Учреждение в силу положений статьи 2 Закона Тверской области от 21.01.99 N 44-03-2 "О налоге с продаж" (далее - Областной закон) является плательщиком налога с продаж, а следовательно, обязано исчислять и уплачивать в бюджет названный налог за реализацию им услуг населению за наличный расчет.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Учреждение о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда от 31.12.04 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в ходе выездной налоговой проверки соблюдения Учреждением законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления налога с продаж за период с 01.01.02 по 31.12.03, Инспекция сделала вывод о том, что налогоплательщик в нарушение положений Областного закона не исчислил и не уплатил в бюджет 8380 руб. названного налога. Результаты проверки отражены в акте от 06.02.04 N 10.
Решением от 16.03.04 N 16 налоговый орган привлек Учреждение к ответственности в виде взыскания 1676 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога с продаж в результате занижения налогооблагаемой базы (8380 руб. х 20%).
В требовании от 19.03.04 N 596 Инспекция предложила налогоплательщику уплатить штраф в срок до 26.03.04.
Поскольку Учреждение не исполнило требование Инспекции в добровольном порядке, налоговый орган обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая Инспекции в удовлетворении заявленного требования, суд указал на то, что деятельность Учреждения как государственного органа исполнительной власти не подлежит обложению налогом с продаж и привлечение его к налоговой ответственности неправомерно.
Кассационная инстанция считает вывод суда правильным.
В силу положений Областного закона, статьи 348 НК РФ налогоплательщиками налога с продаж признаются организации, индивидуальные предприниматели, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории субъекта (Тверской области).
Объектом обложения налогом с продаж в соответствии со статьей 2 Областного закона и статьей 349 НК РФ признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории области, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
В пункте 1 статьи 354 НК РФ предусмотрено, что сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую покупателю (заказчику, отправителю).
Согласно статье 39 НК РФ реализацией услуг является возмездное (а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, - на безвозмездной основе) оказание услуг одним лицом другому лицу.
Возникновение правоотношений, связанных с оказанием услуг, основывается на волеизъявлении обеих сторон, а плата поступает исполнителю услуги.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон N 1026-1) милиция отнесена к системе государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность и интересы общества от преступных и иных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.
Согласно статье 9 Закона N 1026-1 основными задачами милиции общественной безопасности, к которым относятся медицинские вытрезвители при органах внутренних дел, является, в том числе, обеспечение общественной безопасности, охрана общественного порядка.
Состав милиции общественной безопасности, порядок, реорганизация и ликвидация ее подразделений, а также численность милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации. Создание, реорганизация подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, осуществляется в порядке, определенном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 11 Закона N 1026-1 определено, что милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 18.04.91 N 1027-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" и пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2000 N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" установлено, что медвытрезвители при органах внутренних дел входят в структуру милиции общественной безопасности.
Согласно пункту 1 Положения о медвытрезвителе при горрайорганах внутренних дел, утвержденного приказом Министерства внутренних дел СССР от 30.05.85 N 106, медвытрезвитель является специализированным учреждением милиции общественной безопасности, выполняющим функции пресечения нарушения антиалкогольного законодательства, в частности появления на улицах и других общественных местах граждан в состоянии опьянения, оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность, и оказания лицам, находящимся в средней или тяжелой степени опьянения, медицинской помощи.
В связи с тем, что медицинские вытрезвители при органах внутренних дел выполняют возложенные на них законодательством Российской Федерации исключительные полномочия, а денежные средства, полученные за предоставление услуг медвытрезвителя, поступают в бюджет, суд обоснованно не признал такие услуги объектом обложения налогом с продаж.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 31.12.04 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31.12.04 по делу N А66-5004/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 мая 2005 г. N А66-5004/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника