Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 мая 2005 г. N А05-26370/04-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Корабухиной Л.И. и Ломакина С.А., рассмотрев 26.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.01.05 по делу N А05-26370/04-20 (судья Калашникова В.А.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с государственного учреждения Войсковой части 9794 (далее - войсковая часть) 533 руб. 40 коп. штрафа на основании статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение срока представления в налоговый орган деклараций по налогам на добавленную стоимость и на прибыль за I квартал 2004 года.
Решением суда от 17.01.05 Инспекции отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда от 17.01.05 и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, направленные налогоплательщиком 19.04.04 заказным письмом декларации по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль за I квартал 2004 года "не по установленной форме" не являются декларацией, предусмотренной пунктом 2 статьи 80 НК РФ, а следовательно, войсковая часть правомерно привлечена к ответственности на основании статьи 119 НК РФ.
В отзыве восковая часть, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что войсковая часть 19.04.04 направила в налоговый орган заказным письмом декларации по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль за I квартал 2004 года.
В ходе мероприятий налогового контроля Инспекция сделала вывод о том, что декларации не соответствуют форме, утвержденной приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.11.03 N БГ-3-02/614 и от 20.11.03 N БГ-3-03/644, о чем уведомила налогоплательщика письмами от 14.05.04 N 12-12/22432 и N 12-12/22433.
Войсковая часть 09.06.04 направила в налоговый орган декларации по новой форме.
Решением Инспекции от 13.10.04 N 15-23/24585-1 налогоплательщик привлечен к ответственности в виде взыскания 533 руб. 40 коп. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ.
В требовании от 13.10.04 N 15-23/10699 налоговый орган предложил войсковой части уплатить сумму штрафов в десятидневный срок с момента получения требования.
Поскольку налогоплательщик не исполнил требование Инспекции в добровольном порядке, налоговый орган обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая Инспекции в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
В силу статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Декларация (расчет) по установленной форме представляется в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика, и налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации.
В пункте 5 статьи 174 НК РФ предусмотрено, что плательщики НДС (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 названного Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 289 НК РФ плательщики налога на прибыль (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Суд первой инстанции установил, что войсковая часть первоначально своевременно направила в Инспекцию налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль за I квартал 2004 года по ранее утвержденной форме. Декларации новой формы ответчик представил в налоговый орган после получения уведомления Инспекции о том, что поданные декларации не соответствуют установленной форме.
При этом в старой форме деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль отражены все предусмотренные пунктом 1 статьи 80 НК РФ данные, связанные с исчислением и уплатой названных налогов, подлежащие заполнению в декларациях по новой форме.
Поскольку положениями статьи 119 НК РФ не предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации по неустановленной форме, в действиях войсковой части отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ.
При таких обстоятельствах привлечение Инспекцией налогоплательщика к ответственности и взыскание с него штрафных санкций незаконно.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение от 17.01.05 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.01.05 по делу N А05-26370/04-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 мая 2005 г. N А05-26370/04-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника