Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 апреля 2005 г. N А56-8288/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Абакумовой И.Д., Троицкой Н.В.,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Мираж" - Девяткиной Е.Г. (доверенность от 17.01.05 N 1);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга - Резник И.Н. (доверенность от 06.04.05 N 18/6724),
рассмотрев 25.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга на решение от 05.08.04 (судья Глазков Е.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 20.01.05 (судьи Маркин С.Ф., Семиглазов В.А., Дудина О.Ю.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8288/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мираж" (далее - общество, ООО "Мираж") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция, налоговая инспекция), от 16.01.04 N 02/50 и об обязании инспекции возместить обществу 342 383 руб. налога на добавленную стоимость по налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2003 года путем возврата в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Решением суда от 05.08.04 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.01.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, общество неправомерно применило ставку 0 процентов, поскольку в силу статей 223 - 224 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на экспортируемый товар переходит к покупателям с момента передачи товара перевозчику; поставка товаров осуществлена ООО "Мираж" на условиях FCA - Санкт-Петербург ("франко-перевозчик"), то есть товар, предназначенный к отправке на экспорт, реализован им на территории Российской Федерации и пересек границу, будучи собственностью покупателя по контракту
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель общества просил оставить решение и постановление в силе, указывая на его законность и обоснованность.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с реорганизацией налоговых органов Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа производит процессуальное правопреемство и заменяет Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с реализацией товара на экспорт общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2003 года, в которой указало выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявило к возмещению из бюджета 342 383 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при экспортных поставках. Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов общество представило в налоговый орган документы, указанные в пункте 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам камеральной проверки декларации и приложенных к ней налогоплательщиком документов налоговая инспекция вынесла решение от 16.01.04 N 02/50, которым отказала в возмещении 342 383 руб. налога на добавленную стоимость за сентябрь 2003 года на том основании, что согласно контракту и грузовой таможенной декларации поставка товаров осуществлена на условиях FCA - Санкт-Петербург ("франко-перевозчик"), следовательно, товар, предназначенный к отправке на экспорт, реализован обществом на территории Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает, что отказ налогового органа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной при осуществлении экспортных операций, не основан на нормах налогового законодательства и нарушает права заявителя.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения (в том числе и по ставке 0 процентов) признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации статьей 147 Кодекса установлено, что территория Российской Федерации признается местом реализации товаров и тогда, когда товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. Пункт 1 названной статьи содержит перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации). В этот перечень включены контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки за поставленный товар; грузовая таможенная декларация с отметками российских таможенных органов и товаросопроводительные документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
В данном случае инспекция не оспаривает факт представления обществом вместе с декларацией по ставке 0 процентов за сентябрь 2003 года документов, соответствующих требованиям пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, которые подтверждают обоснованность применения им ставки 0 процентов, поскольку свидетельствуют о фактическом вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта. Не оспаривает податель жалобы и факты реализации обществом товаров по контракту от 21.05.02 N 04/05-2002, заключенному с фирмой "Vermy Trade Limited", а также уплаты им при осуществлении этих операций 342 383 руб. налога на добавленную стоимость, что в силу пунктов 1 и 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для вычета и возмещения этой суммы налога в порядке, установленном пунктом 4 статьи 176 Кодекса.
Несостоятельны и доводы налогового органа, основанные на том, что поставка товаров по экспортным контрактам осуществлена на условиях FCA - Санкт-Петербург, так как сфера действия международных правил толкования торговых терминов "Инкотермс" ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров. Поставка товара на условиях FCA ("франко-перевозчик") согласно международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" означает, что продавец выполнит свои обязательства по доставке после того, как передаст товар, прошедший таможенную очистку при экспортировании, в распоряжение перевозчика, назначенного продавцом, в согласованном месте или пункте. При этом условия поставки, устанавливающие момент перехода права собственности и рисков на товар, не могут применяться при определении права на экспортную льготу по налогу на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 05.08.04 и постановление апелляционной инстанции от 20.01.05 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8288/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 апреля 2005 г. N А56-8288/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника