Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июня 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 мая 2005 г. N А66-9294/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Малышевой Н.Н. и Хохлова Д.В., при участии от Государственного унитарного предприятия - Учреждения ОН-55/7 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по УИН Тверской области Левчука Ю.П. (доверенность от 14.01.2005 N 3),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.12.2004 по делу N А66-9294/2004 (судья Бажан О.М.),
установил:
Государственное унитарное предприятие - Учреждение ОН-55/7 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по УИН Тверской области (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области, (далее - налоговая инспекция) от 22.07.2004 N 621-10, а также требований от 05.08.2004 N 4984 об уплате налога и от 05.08.2004 N 4981 об уплате налоговой санкции.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Учреждение уточнило заявленные требования и просило признать недействительными решение налоговой инспекции от 22.07.2004 N 621-10 в части доначисления 88 856,27 руб. единого социального налога за 2003 год в фонды обязательного медицинского страхования, начисления 4238,44 руб. пеней за нарушение сроков уплаты налога и привлечения Учреждения к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 17 771,25 руб., а также требований от 05.08.2004 N 4981 и 4984 об уплате соответствующих сумм налога, пеней и штрафа.
Решением суда первой инстанции от 22.12.2004 требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и отказать заявителю в удовлетворении его требований.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленных Учреждением налоговых деклараций по единому социальному налогу и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год, в ходе которой выявлен ряд нарушений, отраженных в акте от 28.06.2004 N 313.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 23.01.2004 N БГ-3-05/38@" следует читать "от 23.01.2004 N БГ-3-05/38"
В частности, налоговый орган при проверке представленных налогоплательщиком документов пришел к выводу о занижении Учреждением суммы начисленного единого социального налога за 2003 год в части, зачисляемой в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Налогоплательщик не включал в налоговую базу 2 468 229,78 руб. выплаты, произведенные в 2003 году в пользу осужденных за выполненные во время отбывания наказания работы, руководствуясь нормами главы 24 НК РФ и положениями пункта 2.1.4 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.07.2002 N БГ-3-05/344. Налоговая инспекция посчитала неправомерным применение Учреждением при исчислении налога за 2003 год названных Методических рекомендаций, поскольку приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23.01.2004 N БГ-3-05/38@ эти рекомендации с 23.01.2004 утратили силу, а глава 24 НК РФ не предусматривает льгот по уплате единого социального налога с выплат, производимых в пользу осужденных. Кроме того, налоговый орган выявил превышение суммы начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговые вычеты) над суммой фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, что повлекло недоплату (неполную уплату) единого социального налога за 2003 год на 428 549,64 руб. Учреждение в декларации по единому социальному налогу за 2003 года заявило налоговый вычет в сумме 902 500,74 руб., в то время как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за тот же период в Пенсионный фонд Российской Федерации организацией уплачены в меньшей сумме - 473 951,10 руб.
На основании акта проверки и представленных налогоплательщиком возражений налоговая инспекция приняла решение от 27.07.2004 N 621-10 о доначислении 492 405,91 руб. единого социального налога за 2003 год, в том числе 88 856,27 руб. налога в фонды обязательного медицинского страхования, начислении 23 487,75 руб. пеней за нарушение сроков уплаты налога, а также о привлечении Учреждения к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 98 481,17 руб.
Во исполнение решения налогоплательщику направлены требования от 05.08.2004 N 4981 и 4984 об уплате в срок до 20.08.2004 сумм налога, пеней и штрафа.
Учреждение, считая решение налогового органа незаконным в оспариваемой части, обжаловало его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции удовлетворил требования налогоплательщика, и кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 236 НК РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не поименованы в статье 238 НК РФ как не подлежащие обложению единым социальным налогом. Льготы в отношении вышеуказанных выплат статьей 239 НК РФ также не предусмотрены.
Это обусловлено следующим.
Согласно пункту 1 статьи 98 Уголовно-Исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств. Осужденные имеют также право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, статьей 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.93 N 5487-1, предусмотрено предоставление медицинской помощи осужденным.
Право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения, закреплено и в пункте 6 статьи 12 УИК РФ.
Однако это право осужденных реализуется и обеспечивается в особом порядке. Для обеспечения медицинской помощи осужденным в уголовно-исполнительной системе организованы лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией - лечебные исправительные учреждения. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июня 2005 г. в данном абзаце настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "параграфу 12" следует читать "параграфу 19"
В соответствии со статьей 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.07.01 N 224 (далее - Правила), и законодательством Российской Федерации. Согласно параграфу 12 Правил в исправительных учреждениях осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение.
Из статьи 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан следует, что получение медицинской помощи (в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения) следующими лицами: задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в местах лишения свободы, находящимися под административным арестом, обеспечивается за счет средств бюджетов всех уровней.
На основании норм действующего законодательства, устанавливающих особенности порядка предоставления медицинской помощи и ее финансирования, в том числе положений перечисленных нормативных актов, Учреждение пришло к выводу о том, что оказание медицинской помощи осуществляется не за счет Фондов обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных средств, потому выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не облагаются единым социальным налогом в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования. В то же время эти выплаты и вознаграждения учитываются при расчете налоговой базы по единому социальному налогу в части, направляемой в федеральный бюджет и Фонд социального страхования Российской Федерации.
Аналогичный вывод содержался и в Методических рекомендациях по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.07.2002 N БГ-3-05/344, которые разрабатывались в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации и разъясняли порядок исчисления и уплаты единого социального налога.
Согласно пункту 2.1.4 названных Методических рекомендаций не являются объектом налогообложения выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования.
Учреждение, руководствуясь вышеназванными нормативными актами, не исчисляло в 2003 году единый социальный налог (в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования) с выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания.
Суд первой инстанции подтвердил законность действий налогоплательщика, признав, что Учреждение обоснованно не исчислило за 2003 год единый социальный налог, подлежащий уплате в фонды обязательного медицинского страхования с выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания.
Кассационная инстанция не находит правовых, оснований для признания незаконным такого решения суда.
Ссылка налоговой инспекции на письмо исполнительной дирекции Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 12.04.1995 N 2-587 "О направлении разъяснений по вопросам сбора страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование" во внимание не принимается. Налоговый орган не учитывает, что с 01.01.2001 взносы в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваются в составе единого социального налога, порядок исчисления и уплаты которого установлен главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
В главе 24 НК РФ отсутствуют специальные положения относительно налогообложения выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования. Принимая во внимание особый характер названных выплат, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Методических рекомендациях по порядку исчисления и уплаты единого социального налога разъяснило, что выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не являются объектом налогообложения в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования. В 2003 году, когда Учреждение осуществляло соответствующие выплаты, Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога являлись действующим документом, содержавшим указания о правилах исчисления и уплаты единого социального налога, выполнение положений которых являлось в 2003 году обязанностью для налоговых органов и последние, в свою очередь, требовали их соблюдения от налогоплательщиков.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание положения пункта 7 статьи 3 НК РФ, правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятого судом по данному делу решения не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.12.2004 по делу N А66-9294/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 мая 2005 г. N А66-9294/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июня 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка