Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 апреля 2005 г. N А66-11559/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Тарасюка И.М.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области Орловой С.А. (доверенность от 01.02.2005),
рассмотрев 26.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области на определение от 17.11.2004 (судья Владимирова Г.А.) и постановление апелляционной инстанции от 19.01.2005 (судьи Перкина В.В., Кожемятова Л.Н., Орлова В.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-11559/2004,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании штрафа с общества с ограниченной ответственностью "Тверьплитпром" (далее - предприятие) в размере 15 000 руб. за несвоевременное сообщение об открытии расчетного и текущих валютных счетов.
Определением от 17.11.2004 заявление оставлено без рассмотрения.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.01.2005 определение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить обжалуемые судебные акты как незаконные и необоснованные вследствие неправильного применения норм материального права. По мнению подателя жалобы, санкция за налоговое правонарушение не относится ни к денежным обязательствам, ни к обязательным платежам, а потому требование налогового органа о взыскании налоговой санкции с должника, к которому применена процедура банкротства, подлежит рассмотрению арбитражным судом в общем порядке вне рамок процесса о банкротстве.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция находит, что они подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, решением арбитражного суда от 07.07.2004 по делу N А66-4595-04 предприятие признано банкротом, открыто конкурсное производство, назначен конкурсный управляющий.
Налоговая инспекция составила акт от 30.07.2004 N 16-23/1902 о совершении ответчиком правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании акта налоговой инспекцией вынесено решение от 26.08.2004 N 2-331 о привлечении предприятия к ответственности в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Требованием от 26.08.2004 N 2-289 налоговая инспекция предложила ответчику перечислить указанный штраф в бюджет. Поскольку штраф ответчиком не уплачен в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.
Основания, из которых вытекает требование налоговой инспекции (решение налоговой инспекции от 26.08.2004 о привлечении предприятия к ответственности), возникли после открытия конкурсного производства. Срок исполнения требования инспекции также наступал после открытия в отношении предприятия конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) обязательство, возникшее после принятия заявления о признании должника банкротом, относится к текущим платежам.
Обязательство по уплате налоговой санкции возникло у предприятия после принятия заявления о признании его банкротом.
Следовательно, налоговой инспекцией было заявлено требование по текущим платежам.
В силу пункта 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а кредиторы по текущим платежам не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования налоговых органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке - вне рамок дела о банкротстве.
Таким образом, исковое заявление налоговой инспекции не могло быть оставлено судом без рассмотрения на основании пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции о том, что в силу статьи 126 Закона о банкротстве текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 названного Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства, а потому и требование налоговой инспекции должно быть рассмотрено в деле о банкротстве предприятия, основаны на неправильном истолковании закона. Возможность предъявления текущих требований в ходе конкурсного производства не означает, что такие требования рассматриваются в рамках дела о банкротстве.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение от 17.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 19.01.2005 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-11559/2004 отменить.
Передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2005 г. N А66-11559/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника