Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 апреля 2005 г. N А56-29179/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Бухарцева С.Н., Кузнецовой Н.Г., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Невскому району Санкт-Петербурга Зубовой С.Ю. (доверенность от 01.02.05 N 16/1831), от государственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 3" Соколова В.В. (доверенность от 19.07.04 N 37), рассмотрев 28.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Невскому району Санкт-Петербурга на решение от 17.09.04 (судья Третьякова Н.О.) и постановление апелляционной инстанции от 20.01.05 (судьи Маркин С.Ф., Семиглазов В.А., Дудина О.Ю.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-29179/04,
установил:
Государственное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 3" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы России по Невскому району Санкт-Петербурга, далее - инспекция, налоговая инспекция) от 06.07.04 N 402215/376 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за неуплату налогов на прибыль и на добавленную стоимость за 2002 год, а также к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 17.09.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.01.05, заявленные учреждением требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, учреждение неправомерно использовало льготу по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость в связи с нецелевым использованием 9 783 кг гуманитарной помощи, не представило в налоговый орган документы на получение всего количества (19033 кг) гуманитарной помощи в связи с их отсутствием, не отразило операции по поступлению и распределению гуманитарной помощи на счетах бухгалтерского учета, за что правомерно было привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 120 НК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку учреждения по вопросу поступления и расходования гуманитарной помощи, по результатам которой составлен акт от 21.05.04 N 402215 и принято решение от 06.07.04 N 402215/376 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 120 НК РФ, а также о начислении за 2002 год 28 719 руб. налога на прибыль, 9 864 руб. пеней по этому налогу, 23 932 руб. налога на добавленную стоимость, 11 579 руб. пеней по этому налогу.
В ходе проверки налоговой инспекцией установлено, что гуманитарная помощь (одежда, бывшая в употреблении) поступила в адрес учреждения по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10210110/210102/0000407 в количестве 19033 кг, из которых по целевому назначению использовано детским садом 9 250 кг, а отчет об использовании остального количества гуманитарной помощи учреждением налоговому органу в ходе проверки не представлен. В учреждении также отсутствовали частично первичные документы, подтверждающие получение гуманитарной помощи, операции по получению гуманитарной помощи и ее распределению не были отражены на счетах бухгалтерского учета в связи с непредставлением в централизованную бухгалтерию первичных документов.
В ходе налоговой проверки инспекция запросила первичные документы о получении учреждением гуманитарной помощи в количестве 19033 кг у Санкт-Петербургской таможни. На основании запросов таможенным органом представлены в инспекцию копии следующих документов: ГТД N 10210110/210102/0000407, товарно-транспортной накладной (далее - CMR), краткой декларации, дарственного письма, сведений по грузоотправителю, разрешения к ГТД, плана распределения гуманитарной помощи, гарантийного обязательства, доверенности, выданной заведующей учреждением, своему сотруднику - Пастернак М.А. на получение гуманитарной помощи, поступившей по названной ГТД, паспорта Пастернак М.А., трудовой книжки Пастернак М.А., удостоверения комиссии по вопросам Международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации серии ГП N 004853. Из представленных документов усматривается, что гуманитарный груз в количестве 19033 кг поступил в адрес учреждения, получен представителем учреждения в полном объеме на основании доверенности, выданной ему руководителем учреждения. Однако использование гуманитарной помощи по назначению подтверждено учреждением только частично. В ходе проверки в инспекцию учреждением представлены документы, свидетельствующие о распределении только 9 250 кг. Из объяснений руководителя учреждения, данных в ходе налоговой проверки, следует, что остальное количество гуманитарного груза учреждением не получено в связи с его хищением обществом с ограниченной ответственностью "Ирма", с которым у учреждения был заключен договор складского хранения от 21.01.02 и по инициативе и при содействии которого гуманитарный груз поступил в адрес учреждения. В акте налоговой проверки инспекция отметила, что учреждением в ходе проверки не представлены документы, подтверждающие недостачу или хищение груза, заявление в следственные органы о хищении учреждение не направляло.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 04.05.99 N 95" следует читать "от 04.05.99 N 95-ФЗ"
По приведенным выше основаниям налоговая инспекция в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.05.99 N 95 "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации (далее - Закон о безвозмездной помощи) сделала вывод о нецелевом использовании учреждением 9 783 кг гуманитарной помощи и на основании норм налогового законодательства начислила учреждению за 2002 год налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, а также пени. Кроме того, учреждение привлечено к установленной пунктом 1 статьи 120 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ налоговой ответственности.
Учреждение не согласилось с принятым инспекцией решением и обжаловало его в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, признали недействительным оспариваемый ненормативный акт налогового органа.
Кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения и отказом учреждению в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Проверкой установлено и материалами дела подтверждается, что учреждение в 2002 году получило гуманитарную помощь. Принадлежность поступившего по ГТД N 10210110/210102/0000407 груза к гуманитарной помощи налоговым органом не оспаривается и подтверждена представленными по делу доказательствами.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункту 6 статьи 251 НК РФ" следует читать "подпункту 6 пункта 1 статьи 251 НК РФ"
Согласно пункту 8 статьи 250 НК РФ и пункту 6 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
Подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость товары, за исключением подакцизных, реализуемые в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
Таким образом, из приведенных норм налогового законодательства следует, что для имущества, ввезенного в целях гуманитарной (безвозмездной помощи", установлена налоговая льгота.
Вместе с тем, Федеральным законом о безвозмездной помощи Российской Федерации (абзац 2 статьи 4) установлено, что в случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.
Следовательно, в целях получения права на использование льготы по налогу на прибыль налогоплательщик должен доказать, что полученный им гуманитарный груз использован по целевому назначению, то есть в соответствии с распоряжением донора и предварительным планом распределения гуманитарной помощи, согласованным с органами, осуществляющими в соответствии с абзацем первым статьи 4 Закона о безвозмездной помощи Российской Федерации контроль за целевым использованием безвозмездной помощи - распределен среди малообеспеченных и нуждающихся граждан, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, а также сотрудников учреждения и членов их семей.
Материалами дела подтверждается и в акте налоговой проверки указано, что гуманитарный груз, поступивший в адрес учреждения в 2002 году по ГТД N 10210110/210102/0000407, в количестве 9 250 кг распределен по назначению, поэтому льготы по налогам на прибыль и на добавленную стоимость применены учреждением обоснованно.
Однако учреждением не доказано целевое использование 9 783 кг гуманитарного груза, полученного учреждением по той же ГТД, равно как и не доказано неполучение этого количества гуманитарной помощи и хищение этого груза. Следовательно, учреждением ни в ходе проверки, ни в суд не представлены доказательства правомерности применения льгот на это количество гуманитарной помощи.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В данном случае основания и порядок применения льгот по налогам на прибыль и на добавленную стоимость учреждением в отношении груза в количестве 9 783 кг не соблюдены, поскольку не представлены доказательства целевого его использования.
Доводы учреждения о хищении гуманитарного груза обществом с ограниченной ответственностью "Ирма" не подтверждены доказательствами. В следственные органы с соответствующим заявлением учреждение обратилось спустя два года после получения гуманитарного груза и в связи с установлением налоговым органом нарушений в использовании груза (лист дела 121). Поступление и распределение гуманитарного груза, в том числе и распределенного, не отражено в бухгалтерском учете учреждения, в то время как в материалах дела имеется гарантийное обязательство, адресованное Санкт-Петербургской таможне и подписанное руководителем учреждения Кузьмовой Ж.А. и бухгалтером централизованной бухгалтерии Силиной С.А., о том, что указанные должностные лица, как представители учреждения, получившего гуманитарный груз в количестве 19033 кг по ГТД N 10210110/210102/0000407, обязуются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.99 N 1335 направить полученную гуманитарную помощь по ее назначению (лист дела 110). Из протокола опроса руководителя учреждения Кузьмовой Ж.А. от 03.02.04 (лист дела 112) следует, в сентябре 2001 года один из родителей обратился к ней как к заведующей детским садом с предложением оформить в адрес этого учреждения гуманитарную помощь, после чего эта помощь поступила в адрес учреждения. Получение учреждением гуманитарного груза в количестве 19033 кг подтверждается ГТД N 10210110/210102/0000407, в графе 54 которой имеется отметка, заверенная печатью учреждения, о получении груза в полном объеме, CMR, в которой также указано это количества груза и его поступление в адрес учреждения (листы дела 69 и 111). Заявителем не представлены документы, свидетельствующие о передаче гуманитарного груза на хранение ООО "Ирма", а в договоре складского хранения от 21.01.02 не указано количество груза, переданного на хранение (листы дела 65-67). Кроме того, по указанному в договоре адресу у ООО "Ирма" не имеется складских помещений, что установлено в ходе проверки и не оспаривается учреждением.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что налоговая инспекция обоснованно в соответствии со статьей 4 Закон о безвозмездной помощи сделала вывод о недоказанности учреждением целевого использования 9 783 кг гуманитарной помощи и начислила учреждению за 2002 год налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, пени за несвоевременную уплату этих налогов, а также привлекла учреждение к установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ ответственности за неуплату названных налогов.
В соответствии с пунктом 11 Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.99 N 1335 (далее - Порядок), все органы и организации, получающие гуманитарную помощь (содействие), обязаны обеспечить учет, хранение и распределение товаров, относящихся к гуманитарной помощи (содействию). Учет и хранение этих товаров осуществляется отдельно от коммерческих товаров.
Поскольку названный Порядок не определяет особенности бухгалтерского учета гуманитарной помощи, получатели гуманитарного груза, в данном случае учреждение, должны руководствоваться общим порядком учета материальных ценностей, установленным Федеральным законом "О бухгалтерском учете" (далее - Закон).
По данному делу налоговой инспекцией установлено, отражено в акте проверки и решении налогового органа (листы дела 13, 17, 20, 33), что гуманитарный груз, поступивший в учреждение, не был учтен налогоплательщиком на счетах бухгалтерского учета, первичные документы на этот груз у учреждения частично отсутствовали и инспекции в ходе проверки представлены не были.
Согласно статье 17 Закона организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Согласно пункту 1 статьи 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 120 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. Этой же статьей Кодекса предусмотрено, что под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей названной статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Таким образом, частичное отсутствие у налогоплательщика (учреждения) первичных документов на получение и распределение гуманитарного груза образует состав налогового правонарушения, за которое учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 120 НК РФ. В связи с изложенным у суда не имелось оснований для удовлетворения заявления учреждения и в этой части.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.09.04 и постановление апелляционной инстанции от 20.01.05 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-29179/04 отменить.
В удовлетворении заявления ГДОУ "Детский сад N 3" отказать.
Расходы по государственной пошлине распределить в соответствии со статьями 110 АПК РФ и подпунктом 12, пункта 1 статьи 333.21 НК РФ и взыскать с государственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 3" в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 апреля 2005 г. N А56-29179/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника