Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 мая 2005 г. N А56-29175/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Зубаревой Н.А. и Клириковой Т.В.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу - Ивановой С.Б. (доверенность от 03.02.05),
рассмотрев 12.05.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.04 (судья Демина И.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.05 (судьи Згурская М.Л., Борисова Г.В., Шестакова М.А.) по делу N А56-29175/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западное" (далее - общество, ООО "Северо-Западное") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговая инспекция), правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу, от 22.06.04 N 11/12460 и об обязании инспекции возместить обществу 683 073 руб. налога на добавленную стоимость за февраль 2004 года путем возврата на расчетный счет заявителя.
Решением суда от 02.12.04 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.02.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд не принял во внимание то обстоятельство, что согласно представленным заявителем в налоговый орган контрактам общество не является экспортером товара, поскольку названные контракты заключены с иностранными лицами на условиях FCA, DAF ("Инкотермс 2000"), не предусматривающих поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации. Кроме того, налоговый орган ссылается на отсутствие на железнодорожной накладной "штемпеля финляндской пограничной станции".
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с реализацией товара на экспорт ООО "Северо-Западное" 22.03.04 представило в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2004 года, в которой предъявило к возмещению из бюджета 683 073 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при экспортных поставках. Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов общество также представило в инспекцию документы, указанные в пункте 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам камеральной проверки декларации и приложенных к ней налогоплательщиком документов инспекция составила мотивированное заключение от 22.06.04 и приняла решение от 22.06.04 N 11/12460, которым отказала в возмещении 683 073 руб. налога на добавленную стоимость за февраль 2004 года на том основании, что согласно представленным контрактам он не является экспортером товара, поскольку названные контракты заключены с иностранными юридическими лицами на условиях FСА, DАF ("Инкотермс 2000"), не предусматривающих поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации. Налоговый орган также указал на отсутствие на железнодорожной накладной "штемпеля финляндской пограничной станции", подтверждающего дату поставки товара. Считая решение налоговой инспекции от 22.06.04 N 11/12460 незаконным, ООО "Северо-Западное" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Оценив представленные сторонами документы, суд первой инстанции подтвердил право заявителя на применение налоговой ставки 0 процентов в отношении выручки, указанной в декларации за февраль 2004 года по экспортным операциям, признав выполненными требования пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации о представлении необходимого комплекта надлежаще оформленных документов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, указанных в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в налоговые органы представляются документы, перечисленные в указанном пункте статьи 165 Кодекса.
Порядок исчисления налога с выручки, полученной от реализации экспортных операций, установлен пунктами 1 и 6 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом, общество вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за февраль 2004 года представило в инспекцию все документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылка налогового органа в кассационной жалобе на то, что условиями контрактов с иностранным покупателем не предусмотрена поставка товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, является несостоятельной, поскольку поставка товара на условиях FСА и DАF согласно международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очистку для ввоза, с момента передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пункте, то есть в данном случае в момент его передачи перевозчику, а также то, что продавец несет ответственность за прибытие товаров в согласованный пункт или порт назначения и несет все риски и оплачивает все расходы по доставке товара в этот пункт.
При этом условия поставки установленные "Инкотермс 2000" определяют переход рисков на товар, но не устанавливают момент перехода права собственности на этот товар и не могут применяться в целях обложения налогом на добавленную стоимость в рамках применения статей 165, 172 и пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная коллегия также считает необоснованным довод налоговой инспекции об отсутствии на железнодорожных накладных отметок финляндской пограничной станции, поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлено наличие в представленных обществом копиях железнодорожных накладных всех необходимых отметок, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах следует признать, что порядок подтверждения права на возмещение 683 073 руб. налога на добавленную стоимость за февраль 2004 года при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов, предусмотренный пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, обществом не нарушен, все необходимые документы представлены. Следовательно, суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение инспекции от 22.06.04 N 11/12460 об отказе в возмещении обществу 683 073 руб. налога на добавленную стоимость. При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.04 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.05 по делу N А56-29175/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2005 г. N А56-29175/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника