Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 сентября 2001 г. N 2509
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Ломакина С.А., судей Абакумовой И.Д., Петренко А.Д.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Московское отделение Октябрьской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации" Глебова В.А. (доверенность от 04.06.2001 N НОДЮ-1/94),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Пролетарскому району города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 09.06.2001 по делу N 2509 (судья Белов О.В.),
установил:
Государственная налоговая инспекция по Пролетарскому району города Твери (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском к государственному унитарному предприятию "Московское отделение Октябрьской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - предприятие) в лице Локомотивного депо - Тверь о взыскании 99434 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда от 09.06.2001 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить и принять новое, указывая на нарушение судом норм материального права.
Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представителя в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, предприятие состоит на налоговом учете в Государственной налоговой инспекции по Пролетарскому району города Твери с 30.03.99 по месту нахождения структурного подразделения, Локомотивного депо - Тверь.
Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка своевременности представления Локомотивным депо - Тверь бухгалтерской отчетности и деклараций по налогам за 9 месяцев 2000 года, о чем составлен акт от 30.01.2001 N 20.
При проверке установлены нарушения сроков представления налоговых деклараций за 9 месяцев 2000 года: по налогам на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, на имущество, с продаж, по целевому сбору на содержание милиции. Также установлено нарушение срока представления бухгалтерского баланса (форма 1) и отчета о прибылях и убытках (форма 2) за 9 месяцев 2000 года. Срок представления всех названных документов - не позднее 30.10.2000, представлены же они 31.10.2000.
Копия акта направлена ответчику заказным письмом 06.02.2001.
Налоговая инспекция 31.01.2001 направила руководителю структурного подразделения копию акта и уведомление с просьбой явиться в налоговую инспекцию 20.02.2001 для вынесения решения по акту проверки от 30.01.2001 N 20.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция вынесла решение от 22.02.2001 N 350 о привлечении предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговых деклараций за 9 месяцев 2000 года по налогам на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, на имущество, с продаж, по целевому сбору на содержание милиции в виде взыскания штрафов в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этих деклараций. Также ответчик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов (форма 1 и форма 2), предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, иными актами законодательства о налогах и сборах, в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Решение от 22.02.2001 и требование N 446 об уплате штрафов на общую сумму 99434 руб. в срок до 05.03.2001 направлены ответчику 28.02.2001.
Требование ответчиком не исполнено, в связи с чем налоговая инспекция 28.04.2001 обратилась в суд с иском о взыскании штрафов.
Суд первой инстанции отказал в иске, сославшись на то, что акт проверки направлен ответчику 06.02.2001. Как пояснил ответчик, заказное письмо предприятием не получено. Согласно пункту 4 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае акт считается врученным ответчику 11.02.2001. В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в налоговый орган свои возражения; по истечении этого срока руководитель налогового органа рассматривает материалы проверки и принимает одно из решений, указанных в пункте 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая инспекция нарушила этот срок, приняв решение о привлечении к налоговой ответственности 22.02.2001, то есть до истечения 14 дней, предоставленных налогоплательщику для представления возражений.
Кассационная инстанция не может согласиться с выводами суда и считает, что решение суда подлежит отмене.
Нарушение сроков представления предприятием деклараций и бухгалтерской отчетности подтверждается материалами дела.
Следует признать, что ответчик правомерно привлечен к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 119 и пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вынесение налоговой инспекцией решения от 22.02.2001 N 350 до истечения 14-дневного срока, в течение которого ответчик вправе был представить возражения по акту проверки, не повлияло на законность и обоснованность вынесенного налоговой инспекцией решения.
Кроме того, судом не учтено, что налоговая инспекция также 31.01.2001 направила руководителю структурного подразделения копию акта и уведомление с просьбой явиться в налоговую инспекцию 20.02.2001 для вынесения решения по акту проверки от 30.01.2001 N 20. Названные документы были получены Локомотивным депо - Тверь, что подтверждается материалами дела (л.д. 38). Согласно Положению о структурном подразделении Локомотивное депо - Тверь выступает от имени и в интересах предприятия на основании доверенности, выдаваемой начальником отделения. Кассационная инстанция полагает, что предприятие было поставлено в известность о выявленных при проверке нарушениях.
Согласно пункту 3 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Суд кассационной инстанции признает смягчающими ответственность обстоятельствами тяжелое финансовое положение предприятия, на которое указано в письме руководителя структурного подразделения (л.д. 38) и которое не оспаривается налоговой инспекцией.
По мнению суда кассационной инстанции, начисленные штрафы (общая сумма 99434 руб.) несоразмерны допущенным нарушениям (по срокам представления деклараций и бухгалтерской отчетности).
Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает необходимым применить пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшить сумму взыскиваемого штрафа и взыскать с предприятия 3000 руб. штрафа, отказав в остальной части иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09.06.2001 по делу N 2509 отменить.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Московское отделение Октябрьской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации" в доход соответствующих бюджетов 3000 руб. штрафа.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Московское отделение Октябрьской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации" в доход федерального бюджета 108 руб. 10 коп. госпошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 54 руб. 05 коп. в кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
А.Д. Петренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 сентября 2001 г. N 2509
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника