Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 апреля 2005 г. N А05-4876/04-5
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Изотовой С.В. и Сосниной О.Г.,
при участии от ОАО "Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат" Алпатовой Т.И. (доверенность от 01.09.2004),
рассмотрев 26.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Архангельский завод технических спиртов" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 07.02.2005 по делу N А05-4876/04-5 (судьи Волков Н.А., Бушева Н.М., Шашков А.Х.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Архангельский завод технических спиртов" (далее - Завод) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - Комбинат) о рассмотрении разногласий, возникших при заключении договора от 26.02.2004 N 14 на производство очистки промышленных сточных вод (далее - Договор).
С учетом уточнения и отказа от части исковых требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец просил суд рассмотреть разногласия по пунктам 3.2, 3.3, 4.1, 4.2, 4.3, 6.1 и 6.2 Договора.
Решением от 13.10.2004 (судья Антонова Н.Ю., арбитражные заседатели Николайчук Е.В., Малишевская С.Ю.) принят отказ Завода от иска в части урегулирования разногласий по пунктам 2.1.5, 3.1 и 5.2 Договора. Производство по делу в этой части прекращено.
Пункт 3.2 Договора принят в редакции, предусматривающей оплату заказчиком счетов исполнителя за оказываемые услуги на следующих условиях:
в первый месяц работ в течение 7 банковских дней с момента начала сбросов в размере 50% стоимости максимально разрешенного количества загрязнений по БПК5, предусмотренного пунктом 1.1 Договора;
за второй и последующий месяцы работы - до 25 числа месяца, предшествующего месяцу оказания услуг, путем предварительной оплаты в размере 50%, исходя из стоимости услуг за месяц, предшествующий месяцу, в котором производится оплата;
осуществление окончательного расчета производится на основании подписанного сторонами акта оказанных услуг и счета в течение 7 банковских дней с момента получения счета заказчиком. В платежном поручении на оплату заказчик обязан указать номер Договора и номер счета, по которому производится платеж.
Пункт 3.3 Договора принят в редакции, согласно которой цена за оказываемые услуги по очистке стоков устанавливается Администрацией Архангельской области в лице департамента экономического развития либо иного уполномоченного органа.
Пункт 4.1 Договора изложен в следующей редакции: "При неоплате заказчиком счетов за оказанные услуги в течение двух месяцев подряд исполнитель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке и прекратить прием стоков, предупредив об этом заказчика за 10 дней до расторжения договора" и далее - в редакции ответчика.
Пункты 4.2 и 4.3 Договора приняты в редакции ответчика, а пункты 6.1 и 6.2 - в редакции истца.
Комбинат обжаловал названное решение в части урегулирования разногласий по пункту 3.3 Договора.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.02.2005 решение изменено. Пункт 3.3. Договора принят в редакции ответчика: "Цена на оказываемые услуги договорная и на момент подписания договора составляет 5 500 рублей (без учета налога на добавленную стоимость) за одну тонну загрязнений по БПК5, поступающих со сточными водами заказчика. Цена подлежит изменению исполнителем в одностороннем порядке в случае изменения тарифов на электроэнергию, цен на химикаты, материалы, затрат на заработную плату в связи с увеличением размера минимальной заработной платы и других затрат. Исполнитель уведомляет заказчика о введении новой цены не позднее 30 дней до ее введения. К уведомлению о введении новой цены прилагается ее обоснованный расчет".
В кассационной жалобе Завод просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы указывает на то, что в соответствии с условиями Договора ответчик оказывает ему услуги по канализации, цена на которые подлежит государственному регулированию.
В отзыве на кассационную жалобу Комбинат просит оставить постановление без изменения, ссылаясь на то, что оказывает истцу услуги по очистке сточных вод, которые не входят в перечень услуг, оплачиваемых по государственным тарифам.
В судебном заседании представитель Комбината возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
Завод, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Завод 27.02.2004 направил Комбинату проект Договора.
Ответчик 29.03.2004 возвратил истцу Договор, подписав его с протоколом разногласий.
Недостижение сторонами соглашения по ряду условий Договора послужило основанием для предъявления Заводом в арбитражный суд настоящего иска.
Рассматривая спор, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что в соответствии с Договором Комбинат производит очистку промышленных сточных вод, и указанные услуги не являются услугами по канализации.
С данным выводом нельзя не согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила), отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 1 Правил определено, что организацией водопроводно-канализационного хозяйства является предприятие (организация), осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы.
Таким образом, организацией, осуществляющей услуги по канализованию сточных вод, может выступать только организация, эксплуатирующая систему канализации (канализационную сеть), включающую систему трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружения на них.
Сооружения по очистке сточных вод, эксплуатируемые предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства, рассчитаны для приема вод, образующихся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов, и не предназначены для приема загрязненных промышленными отходами сточных вод. В связи с чем пунктом 61 Правил предусмотрено установление для абонентов нормативов сброса по составу сточных вод.
Для удаления загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах промышленного предприятия и не подлежащих сбросу в систему канализации, на этом предприятии должна быть предусмотрена локальная очистка сточных вод с удалением загрязнений, характерных для данного производства.
Как следует из материалов дела, Комбинат не осуществляет эксплуатацию канализационной сети, а является лишь владельцем очистных сооружений, предназначенных для очистки промышленных стоков как самого Комбината, так и других предприятий, не имеющих своих очистных сооружений.
С учетом изложенного, Комбинат, принимая в свои очистные сооружения промышленные стоки Завода, не оказывает последнему услуг по канализованию.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктами 1 и 2 статьи 2 и пунктами 2 и 3 статьи 3 ГК РФ установлено, что гражданские правоотношения помимо федеральных законов могут регулироваться указами Президента Российской Федерации, а также постановлениями Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", изданным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221, утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В названный перечень включены услуги систем водоснабжения и канализации.
Государственное регулирование цен (тарифов) услуг по промышленной очистке сточных вод названным перечнем не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что при разрешении разногласий по пункту 3.3 Договора следует исходить из договорной цены.
Поскольку представленный ответчиком расчет цены в размере 5 500 руб. за тонну загрязнений, подтвержден калькуляцией себестоимости услуг, и завышение ответчиком данной цены истцом не доказано, суд апелляционной инстанции правильно решение первой инстанции изменил и пункт 3.3 принял в редакции Комбината.
Ввиду того, что оспариваемое постановление вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 07.02.2005 по делу N А05-4876/04-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Архангельский завод технических спиртов" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 апреля 2005 г. N А05-4876/04-5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника