Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 мая 2005 г. N А56-39771/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Хохлова Д.В. и Малышевой Н.Н., при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Управление Федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Ульянова В.М. (доверенность от 31.12.2004 N 17), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Невскому району Санкт-Петербурга Синицына П.А. (доверенность от 28.02.2005 N 16/3517),
рассмотрев 11.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Управление Федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2005 по делу N А56-39771/04 (судья Никитушева М.Г.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление Федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения заявленных требований) о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Инспекция Федеральной налоговой службы по Невскому району Санкт-Петербурга, (далее - налоговая инспекция) от 29.07.2004 N 150 и об обязании налоговой инспекции возвратить Предприятию 606 686 руб. излишне уплаченного в 2003 год земельного налога.
Решением суда первой инстанции от 19.01.2005 в удовлетворении заявленных Предприятием требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить обжалуемое решение суда и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 15 Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель налогового органа просил оставить её без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Предприятие в 2003 году уплатило 606 686 руб. земельного налога за земельный участок, занимаемый его структурным подразделением - Автокомбинатом федерального государственного унитарного предприятия "Управление Федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области", расположенный по адресу: Санкт-Петербург, улица Седова, дом 3.
Налогоплательщик, полагая, что он, как государственное предприятие связи, имеет право на льготу по земельному налогу, предусмотренную пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю), представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год с заявлением от 30.03.2004 N 13/03 (л.д. 22) о возврате излишне уплаченного налога за 2003 год.
Налоговая инспекция в письме от 13.05.2004 N 15/8948 (л.д. 23) сообщила налогоплательщику об отсутствии возможности произвести возврат излишне уплаченного налога, поскольку Автокомбинат федерального государственного унитарного предприятия "Управление Федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области" не состоит на налоговом учете.
Предприятие повторно обратилось в налоговый орган с заявлением от 25.06.2004 N 255 (л.д. 24) о возврате 606 686 руб. излишне уплаченного земельного налога, сообщив, что с 25.03.2003 состоит на налоговом учете в налоговой инспекции по месту нахождения обособленного подразделения.
Письмом от 12.07.2004 N 15/13002 (л.д. 25) налоговый орган уведомил налогоплательщика о том, что вопрос возврата излишне уплаченного налога будет решен после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку уточненной налоговой декларации, по результатам которой составила акт от 08.07.2004 N 150 и приняла решение от 29.07.2004 N 150 об отказе в возврате излишне уплаченного налога и доначислении 606 686 руб. земельного налога за 2003 год. Принимая такое решение, налоговый орган исходил из того, что Предприятие неправомерно применило льготу, предусмотренную пунктом 12 статьи 12 Закона о плате за землю.
Предприятие, считая решение налоговой инспекции незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал заявителю в удовлетворении требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает такое решение суда ошибочным по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Закона о плате за землю использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщиков использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В пункте 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 постановления от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что в силу пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В связи с этим до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона о плате за землю от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", в редакции Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ, установлено, что земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование (абзац третий статьи 31). Согласно статье 2 Федерального закона от 16.02.95 N 15-ФЗ "О связи", действующей в проверяемый период, к предприятиям, учреждениям и организациям связи (далее - предприятия связи) относятся юридические лица независимо от форм собственности, предоставляющие услуги электрической и почтовой связи физическим и юридическим лицам в качестве основного вида деятельности. При этом государственным предприятием связи признается предприятие связи, относящееся к объектам федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации.
Из свидетельства от 06.03.2003 N 004270674 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и Устава Предприятия, утвержденного 25.12.2002 Министерством Российской Федерации по связи и информатизации, следует, что налогоплательщик является федеральным государственным унитарным предприятием. Как указано в пункте 2.6 Устава (л.д. 10-12), Предприятие осуществляет деятельность в интересах обороны Российской Федерации, а именно: предоставляет услуги по пересылке и доставке в адрес воинских частей, учреждений и заведений Вооруженных Сил Российской Федерации служебных воинских почтовых отправлений; доставляет извещения и повестки районных (городских) военкоматов; ведет воинский учет; реализует работу и мероприятия по защите государственных интересов и государственной тайны, по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В материалах дела имеются письмо Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга от 06.01.2004 N 2, письмо военного Комиссара Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 06.01.2004 N 7, письмо военного Комиссара Санкт-Петербурга от 09.01.2004 N 33, письмо Санкт-Петербургского Почтамта от 08.01.2004 N 12П/1, которые в совокупности подтверждают, что Автокомбинат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации исполняет военно-транспортную обязанность, осуществляет воинский учет, выполняет мобилизационные задания и мероприятия по гражданской обороне.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает ошибочным вывод суда первой инстанции о недоказанности Предприятием факта осуществления обособленным подразделением - Автокомбинатом федерального государственного унитарного предприятия "Управление Федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области" деятельности в интересах обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона о плате за землю заявитель, как государственное предприятие связи, освобождается от уплаты земельного налога, в том числе в части деятельности его структурного подразделения - Автокомбината федерального государственного унитарного предприятия "Управление Федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области".
Поскольку Предприятие правомерно заявило в уточненной декларации по земельному налогу за 2003 год об использовании предоставленной пунктом 12 статьи 12 Закона о плате за землю льготы и подало в порядке установленном статьей 78 НК РФ заявление о возврате 606 686 руб. земельного налога, как излишне уплаченного, налоговый орган незаконно отказал Предприятию в возврате указанной суммы.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции об отказе Предприятию в удовлетворении заявленных им требований о признании недействительным оспариваемого решения налоговой инспекции как основанное на неправильном применении норм материального права и не соответствующее представленным в дело доказательствам подлежит отмене, а требования налогоплательщика - удовлетворению.
В связи с отменой судебного акта, принятого по настоящему делу, и в соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Предприятию подлежит возврату из бюджета 12 500 руб. 80 коп. государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в судах первой (11 500 руб. 80 коп.) и кассационной (1000 руб.) инстанций.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2005 по делу N А56-39771/04 отменить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Невскому району Санкт-Петербурга от 29.07.2004 N 150.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Невскому району Санкт-Петербурга возвратить из бюджета федеральному государственному унитарному предприятию "Управление Федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области" 606 686 руб. излишне уплаченного земельного налога.
Возвратить федеральному государственному унитарному предприятию "Управление Федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области" из федерального бюджета 12 500 руб. 80 коп. госпошлины, уплаченной за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г.Кузнецова |
Н.Н.Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 мая 2005 г. N А56-39771/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника