Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 мая 2005 г. N А56-25057/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Ветошкиной О.В., Малышевой Н.Н., при участии от Выборгской таможни Волынского Н.Г. (доверенность от 24.12.04 N 05-01/24067), от общества с ограниченной ответственностью "Вест-Трейдинг" Омельченко И.Ю. (доверенность от 28.06.04 N 46),
рассмотрев 11.05.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.04 (судья Демина И.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.05 (судьи Зайцева Е.К., Борисова Г.В., Шестакова М.А.) по делу N А56-25057/2004,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вест-Трейдинг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Выборгской таможни (далее - таможня) 09.06.04 N 92 об уплате таможенных платежей, а также о признании незаконным решения таможни от 03.06.04 N 10206000/11-04/032 о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД).
Решением суда от 01.12.04 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.02.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых требования и решения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации N 10206050/010404/000033 товар - мороженные отходы от разделки говядины и свинины, непригодные в пищу людям (код 0511998099 ТН ВЭД). В ходе мероприятий таможенного контроля таможней отобраны образцы товара, которые направлены в Экспертно-криминалистическую службу Северо-Западного таможенного управления. В ходе экспертизы установлено, что товар по своим органолептическим, микробиологическим показателям, по содержанию пестицидов, солей тяжелых металлов, радионуклидов соответствует требованиям государственных стандартов и может использоваться в пищу людям. Результаты экспертизы отражены в заключении от 20.04.04 N 349/02-2004.
На основании заключения эксперта таможня приняла решение от 03.06.04 N 10206000/11-04/032 о классификации ввезенного обществом товара кодом 0203299009 ТН ВЭД.
Классификационное решение таможенного органа послужило основанием для направления обществу требования от 09.06.04 N 92 об уплате 6 207 766 руб. 44 коп. таможенных платежей и 196 993 руб. 12 коп. пеней.
Согласно пунктам 1, 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и если такими текстами не предусмотрено иное.
В соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.01 N 830, в товарной позиции 0203 ТН ВЭД классифицируется свинина свежая, охлажденная или мороженная, а в позиции 0511 - продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные; павшие животные группы 01 или 03, не пригодны для употребления в пищу.
Как указано в подпункте "а" пункта 1 примечаний к товарной группе 02 ТН ВЭД "Мясо и пищевые мясные субпродукты", в данную группу не включаются продукты товарных позиций 0201-0208, непригодные для употребления в пищу.
В силу статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ) продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу, относятся к пищевым продуктам.
Пунктом 3 статьи 21 Закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ установлен запрет на ввоз на территорию Российской Федерации пищевых продуктов, материалов и изделий, не прошедших государственной регистрации в порядке, предусмотренном в статье 10 названного Закона, а также пищевых продуктов, материалов и изделий, не имеющих документов, удостоверяющих соответствие качестве и безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ государственная регистрация пищевых продуктов, материалов и изделий включает в себя, в том числе выдачу заявителям свидетельства о государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий, дающих право на их изготовление на территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации и оборот.
Из приведенных нормативных положений следует, что принадлежность ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров к пищевым продуктам удостоверяется свидетельством о государственной регистрации пищевых продуктов.
Названное свидетельство в материалах дела отсутствует; к таможенному оформлению обществом оно не представлялось.
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно статьям 20, 21 Закона Российской Федерации от 14.05.93 N 4979-1 "О ветеринарии" мясо, мясные и другие продукты убоя животных, молоко, молочные продукты, яйца, иные продукты животноводства подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе с целью их пригодности к использованию для пищевых целей. Данная экспертиза осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области ветеринарного надзора.
Документы, подтверждающие пригодность ввезенного заявителем товара для пищевых целей, в деле отсутствуют.
Ссылка таможни на заключение эксперта от 20.04.04 N 349/02-2004 несостоятельна, поскольку, оценивая возможность использования товара для пищевых целей, эксперт вышел за пределы своей компетенции.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о недоказанности таможенным органом обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых требования и решения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.04 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.05 по делу N А56-25057/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В.Хохлов |
Н.Н.Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2005 г. N А56-25057/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника