Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 мая 2005 г. N А13-15206/04-27АП
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Кустова А.А. и Сосниной О.Г.,
при участии от ООО "Агропромышленная холдинговая компания" Федорова А.В. (доверенность от 03.02.2003), от МРУ Росфинмониторинга по СЗФО Краснова Е.В. (доверенность от 14.03.2005),
рассмотрев 03.05.2005 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная холдинговая компания" и Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу на решение от 23.12.2004 (судья Кудин А.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 28.01.2005 (судьи Хвостов Е.А., Богатырева В.А., Логинова О.П.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-15206/04-27АП,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленная холдинговая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными постановлений от 11.11.2004 N 06-04/92-1/1 и 06-04/92-1/2 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), принятых Межрегиональным управлением Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу, полномочия которого в настоящее время переданы Межрегиональному управлению Федеральной службы России по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление).
Решением от 23.12.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.01.2005, постановление Управления от 11.11.2004 N 06-04/92-1/1 признано незаконным и отменено, в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным и об отмене постановления от 11.11.2004 N 06-04/92-1/2 отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении его требований в связи с неправильным, по его мнению, применением судом норм материального права и признать незаконным и отменить постановление Управления от 11.11.2004 N 06-04/92-1/2.
По мнению Общества, вменяемое ему правонарушение является малозначительным, поэтому отсутствуют основания для применения такой меры ответственности как наложение штрафа в размере пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в части признания незаконным и отмены постановления от 11.11.2004 N 06-04/92-1/1 в связи с неправильным применением судом норм законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и отказать в удовлетворении требований заявителя.
В судебном заседании представители Общества и Управления поддержали доводы, изложенные в жалобах.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Управлением проведена выездная проверка соблюдения Обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по результатам которой 03.11.2004 составлены акт и протоколы об административных правонарушениях.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункта 2 статьи 73" следует читать "пункта 2 статьи 7"
Из содержания протокола от 03.11.2004 N 06-04/92-1/1 следует, что Общество в нарушение пункта 2 статьи 73 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон) несвоевременно выполнило обязанности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" (далее - Постановление N 6), в части организации внутреннего контроля, а именно, нарушило сроки разработки и согласования правил внутреннего контроля.
Согласно протоколу от 03.11.2004 N 06-04/92-1/2 в нарушение требований Закона Общество не направило в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее - Комитет) сведений по одиннадцати лизинговым операциям, подлежащим обязательному контролю.
Постановлением Управления от 11.11.2004 N 06-04/92-1/1 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В этот же день Управлением вынесено постановление N 06-04/92-1/1 о назначении Обществу административного наказания по названной статье КоАП РФ в виде штрафа в таком же размере.
Считая данные постановления Управления незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ состав правонарушения образует неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
В силу пункта 2 статьи 7 Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым согласно статье 5 Закона отнесены лизинговые компании, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления N 6, опубликованного в "Российской газете" 15.01.03, предусмотрено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу Постановления.
Согласно пункту 2 Постановления N 6 правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Комитет в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
Исполнение организацией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля предполагает утверждение правил внутреннего контроля руководителем организации и последующее представление их на согласование в уполномоченный орган в сроки, установленные Постановлением N 6.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано 19.11.2002, при этом в его уставе не было предусмотрено ведение им лизинговой деятельности. На момент вступления в силу Постановления N 6 Общество лизинговую деятельность не осуществляло. Следовательно, у Общества отсутствовала обязанность в срок до 15.02.2003 разработать и утвердить правила внутреннего контроля и не позднее 20.02.2003 направить их на согласование в Комитет.
Общество совершило первую лизинговую операцию только 20.11.03, а 31.12.2003 зарегистрировало в инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодскому району изменения в уставе Общества, согласно которым в предмет деятельности включена лизинговая деятельность.
При этом Общество до осуществления им лизинговой деятельности 12.11.2003 разработало правила внутреннего контроля и 18.11.2003 направило их на согласование в Комитет.
Оценив указанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, выразившегося в неутверждении и ненаправлении на согласование в Комитет в период с 20.02.2003 по 12.11.2003 правил внутреннего контроля.
При таких обстоятельствах постановление Управления от 11.11.2004 N 06-04/92-1/1 судом правильно признано незаконным и отменено.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 6 Закона операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга). Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с пунктами 3 и 5 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 N 245 Положения о представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - Положение), информация по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, представляется в Комитет не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения соответствующей операции (сделки), в электронном виде по каналам связи или на магнитном носителе. По согласованию с Комитетом названная информация может быть передана на бумажном носителе.
Как видно из материалов дела, Общество в нарушение требования Закона и Положения не направило в Комитет сведения об 11 лизинговых сделках, совершенных в период с 05.01.2004 по 28.06.2004 и подлежащих обязательному контролю.
Ссылка Общества на то, что данные о сделках не направлялись в связи с непредставлением Комитетом в безвозмездное пользование программного обеспечения АРМ "Организация", судом правильно не принята во внимание, поскольку заявитель не предпринимал мер для согласования с Комитетом предоставление сведений на бумажных носителях.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд правильно не признал совершенное Обществом правонарушение малозначительным и отклонил заявление о признании постановления Управления от 11.11.2004 N 06-04/92-1/2 незаконным.
Ввиду того, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 23.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.01.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-15206/04-27АП оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная холдинговая компания" и Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 мая 2005 г. N А13-15206/04-27АП
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника