Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 мая 2005 г. N А05-1572/05-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Афанасьева С.В. и Сосниной О.Г.,
рассмотрев 16.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску на определение Арбитражного суда Архангельской области от 28.02.2005 по делу N А05-1572/05-11 (судья Шадрина Е.Н.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску (далее - Инспекция) обратилась в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Беломорская сплавная контора" (далее - Общество) о взыскании 100 рублей налоговых санкций.
Определением от 28.02.2005 исковое заявление оставлено без рассмотрения на том основании, что заявленное требование должно быть рассмотрено в деле о банкротстве Общества.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить определение и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы полагает, что требование о взыскании налоговой санкции не относится к денежным требованиям и обязательным платежам, не вытекает из денежных обязательств, а потому подлежит рассмотрению в общем порядке вне рамок дела о банкротстве.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения, но представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого определения, кассационная инстанция находит, что оно подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, решением арбитражного суда от 27.10.2003 по делу N А05-4061/03-68/15 Общество признано банкротом, открыто конкурсное производство, назначен конкурсный управляющий.
Инспекция предъявила иск к Обществу на том основании, что по материалам проверки Инспекцией вынесено решение от 21.10.2004 о привлечении Общества как налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Требование Инспекции от 21.10.2004 об уплате налоговых санкций в сумме 100 рублей в срок до 10 дней с момента получения требования оставлено Обществом без удовлетворения, в связи с чем был предъявлен иск.
Требование Инспекции от 21.10.2004 было предъявлено после принятия судом заявления о признании Общества банкротом и после открытия конкурсного производства.
Основания, из которых вытекает требование Инспекции (решение Инспекции от 21.10.2004 о привлечении Общества к ответственности), возникли после открытия в отношении Общества конкурсного производства. Срок исполнения требования Инспекции также наступал после открытия в отношении Общества конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) обязательство, возникшее после принятия заявления о признании должника банкротом, относится к текущим платежам.
Обязательство по уплате налоговой санкции возникло у Общества после принятия заявления о признании его банкротом.
Следовательно, Инспекцией было заявлено требование по текущим платежам.
В силу пункта 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление Пленума N 29) требования налоговых органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке - вне рамок дела о банкротстве.
Таким образом, исковое заявление Инспекции не могло быть оставлено судом без рассмотрения на основании пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судом первой инстанции дело не рассматривалось по существу, кассационная инстанция лишена возможности, как того просит податель жалобы, принять новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Архангельской области от 28.02.2005 по делу N А05-1572/05-11 отменить.
Передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
И.И. Кириллова |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2005 г. N А05-1572/05-11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника