Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 апреля 2005 г. N А26-12228/04-28
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Кирилловой И.И. и Тарасюка И.М.,
рассмотрев 19.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.12.2004 по делу N А26-12228/04-28 (судья Кохвакко В.В.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищный трест" (далее - Предприятие) в лице конкурсного управляющего обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения от 22.09.2004 N 247 о взыскании налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, принятого Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия (далее - ИМНС РФ), функции которой в настоящее время переданы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Карелия (далее - ИФНС РФ).
Решением от 17.12.2004, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе ИФНС РФ просит отменить решение, указывая на то, что налоговые и другие обязательные платежи в бюджет, возникающие после открытия конкурсного производства в соответствии с пунктом 1 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) относятся к категории внеочередных расходов и подлежат уплате в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Участвующие в деле лица, надлежаще уведомленные о времени и месте его слушания, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Карелия от 28.05.2004 по делу N А26-3135/02-Б/254 Предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
ИМНС РФ 17.08.2004 направила Обществу требование N 1933 об уплате налогов и пеней на общую сумму 1 083 313,42 руб. без указания срока его исполнения.
В связи с неисполнением данного требования ИМНС РФ 22.09.2004 принято решение N 247 о взыскании налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Считая решение ИМНС РФ незаконным, Предприятие в лице конкурсного управляющего обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Судом сделан правильный вывод о том, что требование ИМНС РФ об уплате налога и пени относится к текущим платежам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Закона вне очереди за счет конкурсной массы погашаются текущие обязательства, в том числе требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено Законом.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника определяется в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 47 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.04 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, арбитражным судам следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 Закона требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В соответствии с пунктом 2 статьи 133 Закона выплаты кредиторам в порядке, предусмотренным статьей 134 Закона, осуществляются с основного счета должника.
Согласно же пунктам 1, 2, 4 и 6 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента. Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения).
Ввиду того, что оспариваемое решение ИМНС РФ о взыскании налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, подлежащее безусловному исполнению последними в порядке пункта 6 статьи 46 НК РФ, принято без учета того обстоятельства, что Предприятием не были завершены расчеты с конкурсными кредиторами, суд правильно признал его недействительным (незаконным) как не соответствующее положениям Закона.
Поскольку обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, то оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.12.2004 по делу N А26-12228/04-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2005 г. N А26-12228/04-28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника