Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 мая 2005 г. N А13-11147/04-04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Изотовой С.В. и Чертилиной З.А.,
рассмотрев 23.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 19.01.2005 (судья Кургин А.Ф.) и постановление апелляционной инстанции от 04.03.2005 (судьи Левичева С.А., Сальников Е.Г., Романова А.В.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-11147/04-04,
установил:
Открытое акционерное общество "Вологдаэнерго" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Вологодской области (далее - Минфин), Департаменту финансов Вологодской области (далее - Департамент), администрации Харовского муниципального района Вологодской области (далее - Администрация) о взыскании 7.097 руб. 07 коп. компенсации в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии в декабре 2003 года ряду граждан Харовского района Вологодской области на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (далее - Закон о защите инвалидов).
Решением от 19.01.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.03.2005, с Минфина за счет казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 7.097 руб. 07 коп., в иске к Департаменту и Администрации отказано.
В кассационной жалобе Минфин, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление, отказать в иске к Минфину и рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
По мнению подателя жалобы, судом необоснованно не принято во внимание наличие в деле доказательств принадлежности домов, в которых проживают инвалиды, к муниципальному и общественному жилому фонду.
Минфин полагает, что первоначально финансирование льготы по оплате электроэнергии должно быть произведено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а за счет средств федерального бюджета должны затем предоставляться субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных ими расходов.
Податель жалобы также ссылается на полное выполнение Российской Федерацией взятых на себя бюджетных обязательств и на наличие остатка средств, выделенных Вологодской области в 2003 году на реализацию Федерального закона от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Закон N 4218-1), находящихся на счетах других муниципальных районов.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения, но представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Общество в декабре 2003 года при взимании платы за электроэнергию с инвалидов, проживающих на территории Харовского муниципального района, учитывало льготу, установленную Законом о защите инвалидов, в связи с чем понесло расходы в сумме 7.097 руб. 07 коп.
Поскольку указанные расходы по предоставлению льгот в заявленный период не были возмещены Обществу, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов установлены судом, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и ответчиками не оспариваются.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите инвалидов установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 17 названного закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату коммунальных услуг независимо от принадлежности жилищного фонда.
Названной нормой установлено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации, однако источник их финансирования не определен.
Согласно пункту 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 (далее - Постановление N 901), расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Таким образом, указанными правилами субъектам Российской Федерации предоставлено лишь право определять порядок возмещения льгот.
Довод подателя жалобы о том, что источник возмещения затрат истца зависит от вида жилого фонда, в котором проживают инвалиды, не является обоснованным, поскольку ни Законом о защите инвалидов, ни Постановлением N 901 не определено, что расходы по предоставлению льгот инвалидам компенсируются за счет средств областного или муниципального бюджетов.
Более того, статьей 15.6 Закона N 4218-1, на которую ссылается Минфин в обоснование своих доводов, предусмотрено, что возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных Законом о защите инвалидов льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, а также по оплате приобретения и доставке топлива в дома, не имеющие центрального отопления, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
Кассационная инстанция не может согласиться с доводом Минфина о том, что первоначальное финансирование данной льготы должно быть произведено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, поскольку это не следует из текста указанной нормы, устанавливающей источник возмещения расходов, понесенных организациями жилищно-коммунального хозяйства.
Обязанность субъектов Российской Федерации предварительно возмещать из средств регионального бюджета названные расходы не следует также и из статьи 15.3 Закона N 4218-1, согласно которой Правительством Российской Федерации устанавливается порядок использования субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и направляемых в организации жилищно-коммунального хозяйства на возмещение расходов, непокрываемых в связи с использованием гражданами льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии со статьей 15.6 данного закона.
Статьей 15.3 Закона N 4218-1 на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена лишь обязанность обеспечения целевого использования указанных субвенций.
В соответствии с пунктом 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 в 2003 году финансирование расходов, предусмотренных, в том числе статьей 15.6 Закона N 4218-1, осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение этих средств осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Довод подателя жалобы о том, что Российская Федерация полностью выполнила свои бюджетные обязательства по финансированию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Законом о защите инвалидов, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции.
Действительно, в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и приложением 15 к данному закону на реализацию Закона N 4218-1 из Фонда компенсаций запланировано выделение Вологодской области субвенций в размере 140.019.000 руб.
Указанные денежные средства получены Вологодской областью и полностью распределены по муниципальным образованиям, при этом бюджету Харовского муниципального района Вологодской области запланировано и выделено 1.890.300 руб., в том числе 1.042.000 руб. на возмещение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, которые, в свою очередь, перечислены предприятиям, предоставившим льготы.
Данные обстоятельства не оспариваются сторонами.
Однако Минфином не представлено доказательств выделения из федерального бюджета бюджету Вологодской области субвенций на возмещение вышеуказанных расходов в 2003 году в достаточном размере, равно как и доказательств нецелевого использования бюджетных средств Департаментом и Администрацией либо наличия остатка денежных средств федерального бюджета в бюджете Вологодской области и в бюджете Харовского муниципального района.
Поскольку уполномоченные органы Российской Федерации не выполнили в полном объеме свои обязательства по финансированию названных льгот, суд правильно пришел к выводу о том, что сумма понесенных истцом затрат по Закону о защите инвалидов подлежит взысканию с Минфина за счет казны Российской Федерации.
Наличие остатка федеральных средств, находящихся на счетах других муниципальных образований Вологодской области, в данном случае не дает оснований для отказа во взыскании этих средств за счет федерального бюджета.
В Порядке не содержится указания на то, что Департамент вправе перераспределить эти средства, изъяв их из муниципальных образований, где имеются такие остатки федеральных бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 11 Порядка недоиспользованные средства субсидий направляются как на погашение задолженности перед получателями этих средств, так и на текущие расходы.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суд первой и апелляционной инстанций правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, поэтому основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 19.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 04.03.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-11147/04-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Кириллова |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2005 г. N А13-11147/04-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника