Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 мая 2005 г. N А56-12472/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Ветошкиной О.В., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 19.05.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на решение от 03.08.04 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 11.02.05 (судьи Градусов А.Е., Спецакова Т.Е., Бойко А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-12472/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой после реорганизации стала Инспекция Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция, инспекция) от 25.12.03 N 06/39437 в части отказа в возмещении 2 905 925 руб. налога на добавленную стоимость за январь-апрель 2003 года.
Решением суда от 03.08.04 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.02.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, инспекция правомерно отказала обществу в возмещении налога, поскольку общество не представило в налоговую инспекцию документы по требованию налогового органа, подтверждающие право на применение налоговых вычетов.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленных обществом деклараций по налогу на добавленную стоимость за январь, февраль, март и апрель 2003 года, по которым к вычету предъявлено 2 905 925 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а к возмещению - 2 903925 руб. налога.
По результатам проверки инспекцией принято решение от 25.12.03 N 06/39437, в пункте 2 которого обществу отказано в применение налоговых вычетов на сумму 2 905 925 руб. (в решении ошибочно указано "в возмещении"). В обоснование отказа инспекция сослалась на нарушение налогоплательщиком статей 146, 171, 172, 173 Налогового кодекса Российской Федерации и непредставление документов по требованию инспекции от 03.12.03 N 06/37264.
Общество не согласилось с указанным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно удовлетворил заявление общества о признании недействительным решения налоговой инспекции по следующим основаниям.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ. Порядок применения налоговых вычетов определен в статье 172 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 названной нормы Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, содержание которых должно соответствовать требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия их на учет при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
В материалах дела имеются два запроса налогового органа, адресованные обществу: от 04.04.03 N 16/9285 о представлении документов за январь и февраль 2003 года; от 03.12.03 N 06/37264 о представлении документов за первое полугодие 2003 года, однако налоговая инспекция не представила суду доказательства направления этих требований налогоплательщику. На наличие таких доказательств инспекция не ссылается и в кассационной жалобе.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, налоговая инспекция, отказывая в привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, по сути, установила отсутствие в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, в том числе и в части непредставления документов, и в оспариваемом решении от 25.12.03 N 06/39437 только отказала в применении налоговых вычетов ("возмещении") на сумму 2 905 925 руб.
Кроме того, решение от 25.12.03 N 06/39437 об отказе в "возмещении" суммы налога, уплаченной таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, принято с нарушением положений пунктов 2 и 3 статьи 176 НК РФ.
Согласно пунктам 1-3 названной статьи Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.
Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.
По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
В данном случае налогоплательщик не подавал в налоговый орган заявление о возмещении (возврате) спорной суммы налога, поэтому у налоговой инспекции не имелось оснований и для принятия решения о возмещении (отказе в возмещении) налога.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд правомерно признал недействительным решение налоговой инспекции, а следовательно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 03.08.04 и постановление апелляционной инстанции от 11.02.05 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-12472/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2005 г. N А56-12472/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника