Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 мая 2005 г. N А56-14149/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Абакумовой И.Д., Клириковой Т.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области Кравцова С.Ю. (доверенность от 07.02.2005 N 09-02/11), от Комитета жилищно-коммунального хозяйства Муниципального образования "Волховский район" Коротиной И.И. (доверенность от 11..01.2005),
рассмотрев 11.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2004 по делу N А56-14149/04 (судья Жбанов В.Б.),
установил:
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Муниципального образования "Волховский район" (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области; далее - Инспекция) от 12.03.2004 N 74.
Решением суда от 27.12.2004 требования Комитета удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать Комитету в удовлетворении заявленных требований.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной Комитетом декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2003 года.
В ходе проверки Инспекция установила, что Комитет не включил в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость, стоимость предоставленных учреждениям социально-культурной сферы услуг (теплоснабжение, холодное водоснабжение, канализационно-очистные услуги, техническое обслуживание и содержание), за которые не было получено оплаты вследствие предоставления названным учреждениям 100% льготы по оплате коммунальных услуг.
По мнению налогового органа в данном случае имеет место безвозмездное оказание услуг, которые являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 12.03.2004 N 74 о доначислении Комитету 382 016 руб. 14 коп. налога на добавленную стоимость за декабрь 2003 года.
Комитет не согласился с решением Инспекции и оспорил его в арбитражный суд.
Суд удовлетворил заявленные требования, указав на то, что Комитет при определении базы, облагаемой налогом на добавленную стоимость, правомерно не учитывал стоимость предоставленных учреждениям социально-культурной сферы коммунальных услуг.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным.
Из материалов дела следует, что Комитет создан на основании постановления администрации муниципального образования "Волховский район" Ленинградской области от 17.05.2001 N 200 в целях повышения эффективности управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, регулирования тарифов на коммунальные услуги и снижения их себестоимости. Согласно Положению Комитет является самостоятельным юридическим лицом, финансовые средства Комитета образуются за счет бюджетных ассигнований и других поступлений из бюджетной области, целевых ассигнований из областного и федерального бюджетов, доходов от собственной деятельности Комитета и других доходов.
Пунктом 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги). В рамках регулирования цен и тарифов органами местного самоуправления установлены льготы.
Таким образом, при реализации услуг Комитет применяет государственные регулируемые цены и обязан применять установленные в рамках определения этих цен льготы.
В соответствии с решением Собрания представителей Муниципального образования "Волховский район" от 27.11.2002 N 51 муниципальным учреждениям социально-культурной сферы, финансируемым из бюджета Муниципального образования "Волховский район", предоставлена 100% льгота по оплате коммунальных услуг.
В силу статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Таким образом, в рассматриваемом случае имеется объект обложения налогом на добавленную стоимость.
Однако нормами статьи 166 НК РФ, регулирующей порядок исчисления налога, установлено, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) установлен статьей 154 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Как следует из содержания указанного пункта, в нем предусмотрены два случая, когда налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации:
- при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен;
- при реализации товаров с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством.
Инспекция указывает, что в данном случае не имеют места льготы, предоставляемые отдельным потребителям федеральным законодательством.
Вместе с тем, из материалов дела видно и установлено судом, что бюджетной росписью к бюджету муниципального образования "Волховский район" на 2003 год Комитету предусмотрены дотации из местного бюджета.
В письме от 09.11.2004 N 549 Управление комитета финансов Ленинградской области по Волховскому району разъяснило, что статью бюджетной классификации "Убытки организаций, возникающие при продаже товаров и услуг", утвержденную бюджетной росписью Комитету на 2003 год в сумме 770 000 руб. следует понимать как "Дотация на покрытие убытков по текущему ремонту и оказанию коммунальных услуг учреждениям социальной сферы и услуг бань" (лист дела 67).
Таким образом, поскольку местным бюджетом предусмотрено получение Комитетом дотаций на покрытие убытков по текущему ремонту и оказанию коммунальных услуг учреждениям социально-культурной сферы и бань, предоставление коммунальных услуг таким учреждениям не является безвозмездным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно применил положение пункта 2 статьи 154 НК РФ и сделал правильный вывод о том, что Комитет правомерно не включил в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость, стоимость коммунальных услуг, предоставленных учреждениям социально-культурной сферы, имеющим 100% льготу по оплате этих услуг.
Поскольку при проверке законности оспариваемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального либо процессуального права не усматривается, основания для его отмены и удовлетворения жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2004 по делу N А56-14149/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 мая 2005 г. N А56-14149/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника